Выступление группы “Чёрный Обелиск” в концертном зале Олимпийской Деревни 26 мая 1988 года было проведено по всем правилам концертной драматургии.
Перед тем, как группа вышла на сцену, свет в зале был выключен. В темноте заиграла фоновая аудиозапись. Потом луч света выхватил на сцене “Папу”. “Папа” - гигантский человеческий череп высотой чуть ли не по пояс. Он поворачивался то влево, то вправо и из его глазниц прямо в зал били лазерные лучи. Чтобы они были лучше видны, техники подпустили дымку.
Публика стала скандировать: “Чёр-ный О-бе-лиск! Чёр-ный О-бе-лиск!”. И вот тогда на сцену вышел Толик Крупнов. “Чёрный Обелиск приветствует своих болельщиков!” - прокричал он и группа начала играть.
Черепов в этот день было предостаточно. Помимо “Папы” черепа были и на футболке Толика.
На концерте Крупнов выглядел очень эффектно. Сложён он был гармонично, тело его было сильным и гибким. Сказалось спортивное прошлое Толика, он занимался лёгкой атлетикой. Кроме того, по словам его мамы, чтобы “накачать” мышцы рук, он тренировался дома. Наливал в большие бутылки воду и поднимал их. Счёт шёл на сотни раз.
В этот день концертный костюм Крупнова состоял из футболки без рукавов и из лосин. Они плотно обтягивали Толика, подчёркивая стройность его фигуры. Его бас-гитара висела не на ремне, а на цепи. Обут он был в остроносые "казаки". На икрах были гетры. К их верхней кромке была пришита длинная бахрома.
Рядом с Крупновым на сцене были два гитариста: Юрий (Алексис) Алексеев с белой гитарой в форме стрелы и Михаил Светлов с тёмной гитарой в форме автомата.
Крупнов вёл себя на сцене несоизмеримо активнее, чем его партнеры!
Алексеев и Светлов играя на гитарах, чаще всего глядели на струны. Толик на струны не смотрел. Взгляд его был устремлён в зал.
Алексеев и Светлов время от времени “трясли хаером”. Когда они это делали, то двигали только головой. Крупнов делал это по другому. Стоя на согнутых, широко расставленных ногах, он раскачивался всем телом! Я находился от него на расстоянии чуть больше вытянутой руки. И когда он начинал раскачиваться, я опасался, что по инерции он свалится в зал.
Алексеев и Светлов находились в глубине сцены, иногда подходили ближе к её краю. Крупнов постоянно находился на самом краю сцены, чтобы быть поближе к публике. От зрителей его отделял только стоящий перед ним комбик, на который он любил поставить ногу.
Сцена в зале Олимпийской Деревни была невысокой и несколько раз Толик наклонялся над её краем и пожимал протянутые к нему руки фэнов “Чёрного Обелиска”.
На что был похож этот концерт? Я бы сказал, что на грозу. Гром и молния, вот что это было такое! Музыканты обрушили на зрителей шквал звуков! В промежутках между песнями звучала фоновая аудиозапись: удары колокола, гомон толпы, шум дождя, бой часов. Шоу было фееричным! Его “гвоздём” был череп “Папа”, бивший из своих глазниц лазерами. Но сильнее, чем лазеры “Папы”, жёг публику горящий взгляд Толика Крупнова, устремлённый в зал!
Пиротехнические эффекты с использованием вспышек магния на этом концерте не применялись, они были заменены стробоскопами.
Зрители были доведены до неистовства и вопили: “Толик, давай!”, а потом хором скандировали: “Чёрный Обелиск!”.
Заканчивая концерт, Крупнов залез на одну из колонок, стоявших по бокам сцены, и стоя на ней поприветствовал публику. Колонка эта была высоченная! Думаю, если поставить её рядом с домом, то она упёрлась бы в балкон второго этажа.
Я сказал, что концерт был похож на грозу с громом и молнией. Но в то время была в ходу другая фраза и после концерта зрители говорили: “Полная чума!”. “Чума” - это превосходная степень сравнения, говорившая о том, что лучше и быть не может!
В заключение немного сухой информации.
Группа выступила в составе:
Анатолий Крупнов (вокал, бас-гитара);
Юрий (Алексис) Алексеев (гитара);
Михаил Светлов (гитара);
Николай Агафошкин (барабаны).
Вместе с музыкантами группы в создании концерта принимали участие технические специалисты. За звук отвечал Евгений Чайко, за свет и череп “Папу” - Андрей Денечкин, за дым-машину - Сергей Дрогавцев.
P.S.
Обычно на всех концертах групп Московской Рок-Лаборатории велась аудиозапись. Записи делал, а затем бережно хранил директор студии “Колокол” Александр Агеев. В этот день Саша не делал аудиозапись, так как администрация концертного зала Олимпийской Деревни поставила условие - делать аудиозапись будут её специалисты. Получилась ли у них запись и если получилась, то где она находится, неизвестно.
Трения с администрацией концертного зала Олимпийской Деревни возникли не только из-за аудиозаписи концерта. Местные пожарные хотели запретить концерт из-за того, что группа “Чёрный Обелиск” использовала дым-машину и череп “Папу”, в глазницы которого были встроены лазеры.
Сет-лист концерта не сохранился. Я попросил Эда Ратникова, который присутствовал на этом концерте, вспомнить, какие песни были исполнены. Эд сказал, что прозвучали “Полночь”, “Чёрный Обелиск”, “Аве Цезарь”, “Серый Святой”, “Цветы Зла” и добавил, что, возможно, это не полный список песен, но больше он ничего вспомнить не может.
Директором “Чёрного Обелиска” была в то время Наталья Медведовская. Я сфотографировал её в гримёрке группы перед концертом.
Текст и фото: Михаил Грушин.
Мои статьи о рок-событиях конца 1980-х годов
Про группу "Коррозия Металла", газету "Спид-Инфо" и Жанну, жену Сергея (Паука) Троицкого
Фестиваль "Monsters of Rock" или "Тушинское побоище" глазами очевидца
Концерт группы “Э.С.Т.” в Горбушке 19 июня 1988 года
“Коррозия Металла”. История одной из самых известных фотографий группы.
Я фотографирую рок-музыкантов с 1987 года по настоящее время. Регулярно публикую статьи о рок-музыке. Интересна эта тема? Подписывайтесь на мой канал!