1,1K подписчиков

Как женщины влияют на развитии гражданского общества на Северном Кавказе

Анализ литературы и источников показывает, что, несмотря на сложившиеся стереотипы, женщины играли определенную роль в развитии и становлении гражданского общества на Северном Кавказе. В статье представлены женские инициативы, выявлены основные сферы и особенности женского участия в общественной жизни.

История демонстрирует обществу целый комплекс положительных практик социальной активности женщин. Стремительно протекали века, менялись эпохи, цивилизации, возникали и исчезали народы, и роль женщины в обществе не оставалась неизменной: она менялась, трансформировалась, временами усиливалась, а временами ослабевала. История развивается циклично — сначала роль женщины была доминирующей, затем полностью подавлена и ограничена, потом опять пошла на возвышение, и вновь произошел стремительный откат и т.д. Отдельные представительницы женского пола оставили заметный след в истории и внесли значительный вклад в развитие общества.

Роль женщины на Северном Кавказе мало изменилась с течением многих предшествующих веков. Ее положение в семье и, более того, в обществе ограничено традицией, обычаем и религией. Статус женщины далек от статуса мужчины. Но роль женщины, несмотря на все введенные по отношению к ней ограничения, никогда не ограничивалась рамками семьи, и когда была необходимость, женщина доказывала свое значение, возможности и способности, а порой, в ответственные и серьезные моменты, становилась даже выше мужчин. Примеры тому мы видим в истории.

Анализ литературы и источников показывает, что, несмотря на сложившиеся стереотипы, женщины играли определенную роль в развитии и становлении гражданского общества на Северном Кавказе.

Уязвимость истории женской активности — стирание памяти об активности и достижениях женщин. Даже известных местных политических лидеров-женщин многие забыли. Древние исторические женские образы также не нашли отражения в народной памяти, но их на века и тысячелетия запечатлели скалы и камни. Даже в эпосах, описывающих примеры активности женщин, имена героинь отсутствуют. Так, исследовательница Э.Б. Джуккаева подчеркивает, что «в истории Северного Кавказа пока нет имен», «но исследования позволили выявить и признать ее вклад в развитие и общественную активность».

Не только общество и обыватели, но и «многие региональные ученые подвержены традиционным стереотипам о роли женщин, что не способствует их объективности». Даже советскими учеными многие проблемы замалчивались, и Ю. Карпов стал первооткрывателем вопросов, касающихся женщин.

Несмотря на сложившиеся стереотипы, история сохранила некоторые известные примеры женской активности. Поэтому важно выявить и проанализировать реальное значение факторов социальной самоорганизации женщин в исторических и общественно-политических процессах на Северном Кавказе.

Несмотря на то, что женская активность на Северном Кавказе — проблема, которая на настоящий момент изучена слабо и требует дальнейшего длительного анализа, исследование социальных и общественных движений, институциализации гражданского общества является предметом интереса многих ученых. Основы гендерного анализа заложили Дж. Милль и М. Острогорский, а также российский ученый С. Айвазова. Изучению роли женщин в развитии гражданского общества и женского активизма посвятили свои работы зарубежные (H. Sparks,E. Romanova) и российские (Н.Х. Дзагурова, Н.В. Тендеева, Д.И. Бекижева, В.Н. Кулябцева) исследователи. Женские образы в истории и женскую активность изучали О.С. Мутиева и М.А. Текуева.

Включенность женщин в решение проблем в социальной, общественной и политической сферах всегда проявлялась в регионе в разных формах. Примеры тому мы можем найти в рассказах об амазонках (Д. Хожаев в Чечне, и И. Базоркин в Ингушетии), в Нартском эпосе, где встречаются сюжеты о женщинах-победительницах, в преданиях, фольклоре и бродячих сюжетах (параллели с подвигом Парту Патима — в Дагестане и Зоазо — в Ингушетии), в историях о храбрых правительницах, поднявших народ на борьбу (Тути Бике и Баху Бике), о женщинах, сражавшихся на Ахульго и др. Предания о поступке женщин из с. Дади-Юрт привели к учреждению праздника — Дня чеченской женщины. Поступки женщин в чеченскую войну также были предметом восхищения общества.

Здесь мы можем отметить двойственное отношение общества к активности женщин. Так, поведение некоторых из них героизируется обществом. С другой стороны, этим же обществом в большинстве случаев

в повседневной жизни активность не приветствуется и допускается только в случае экстраординарных событий.

В советский период происходило вовлечение женщин «сверху» в общественные и политические структуры, что позволило ряду активисток проявить себя. В переходный период отношение к женщинам во многом базировался на этом фундаменте.

Тот факт, что женская активность связана с решением конкретных проблем, подтверждает и чеченский пример. В сложные перестроечные годы женщины проявили активность в экономической сфере. Во время войны они участвовали в создании организаций, миротворческих инициатив. К тому же данный период совпал с процессом оказания международной поддержки (материальной, обучающей, консультативной) российским инициативам. В этот период появились многочисленные женские организации. Первоначально они работали с разными аспектами проблем, порожденных конфликтом. Затем лидеры активистов создали правозащитные, социальные, женские организации и ресурсные центры.

Несмотря на неотрадиционализм, ухудшающий положение женщин, ограничения в работе женских НКО, республика продолжает оставаться лидером по численности сильных и функционирующих женских организаций на Северном Кавказе («Синтем», «Права женщин», «Женщины за развитие» и др.).

Сохранилась тенденция создания формализованных и бюрократизированных женских организаций, носящих популистский характер, не отражающих интересы женщин и не нацеленных на решение их проблем. Распространенные стереотипы стали препятствием и для исследований и для развития женских инициатив.

Женская активность и наличие развитых женских организаций — один из важнейших показателей развития гражданского общества. Они всегда молчаливо присутствовали в историческом процессе. Так, по мнению О. Мутиевой, «в определенные моменты женщины принимали активное участие и являлись участницами общественных и социальнополитических процессов». Сильные женщины, не остались только в истории, они существуют и по сей день. Среди них общественницы, феминистки, сохраняющие ценности справедливости, равенства, свободы, защищающие женщин и сражающиеся за их жизни и права в противовес всему. Однако независимые женские инициативы наталкиваются на критику, их развитие затруднено и проявляется в форме закрытых групп, опасающихся работать открыто.

Анализ литературы и источников показывает, что, несмотря на сложившиеся стереотипы, женщины играли определенную роль в развитии и становлении гражданского общества на Северном Кавказе. -2