5,1K подписчиков

Длинная рокировка. Покупатели массово уходят из «Ашана» в «Светофор» и «ВкусВилл»

8,2K прочитали

На рынке продуктового ритейла подвели очередные итоги года. 2020-й во многих отношениях стал особенным для всего рынка розничной торговли, а продуктовый ритейл неожиданно стал одним из главных выгодополучателей изменившихся потребительских привычек миллионов россиян.

Иными словами, пока россияне учились экономить на электронике, одежде и обуви, отказывались от посещения кафе и ресторанов, переходили на домашние кинотеатры вместо физических и начали забывать что такое отдых за границей, их траты фокусировались на продуктах питания. Особенно сильным для продуктового ритейла стали март и апрель, когда подогретый СМИ ажиотаж на продукты с длительными сроками хранения достиг максимума.

Продуктовый ритейл. Фото из сети
Продуктовый ритейл. Фото из сети

В результате, пока в большинстве сегментов подсчитывали убытки, продуктовые сети, напротив, считали рекордные прибыли. Впрочем, одни адаптировались к изменившемуся рынку лучше других, а некоторые умудрились даже в 2020 году растерять покупателей.

Топ-10 крупнейших сетей изменился в 2020 году

В тройке лидеров перемен ожидаемо не произошло. Отрыв первых двух от всех остальных кажется недосягаемым. X5 Retail увеличила выручку в прошлом году на 13%, «Магнит» - на 14%. Но если в сети «Пятерочка» рост выручки ускорился, то в «Перекрестке» - замедлился, а в «Каруселе» и вовсе была зафиксирована отрицательная динамика продаж.

Дикси. Фото из сети
Дикси. Фото из сети

Объединенная сеть "Дикси", "Красное &Белое" и "Бристоль" росла еще быстрее - на 18% за год, надо полагать точно не за счет "Дикси" - основной прирост должны были обеспечить сети алкомаркетов. Четвертой осталась "Лента", отметившаяся в недавнем прошлом несмелым запуском собственной сети жестких дискаунтеров.

Фиаско "Ашана", триумф "ВкусВилла" и "Светофора"

Дальше в рейтинге самых крупных продуктовых ритейлеров по версии агентства Infoline начинается все самое интересное. Располагающийся на пятой строчке французский гигант "Ашан" стал единственным в топ-10, кто потерял покупателей и выручку. Причем падение, продолжающееся уже пятый или шестой год, ускорилось. За год "Ашан" лишился еще 11% выручки. В СМИ не раз попадали истории о том, что ритейлер отказывается платить за аренду гипермаркетов в торговых центров, объясняя свои действия потерей выручки во время ограничений.

Ашан. Фото из сети
Ашан. Фото из сети

Но если где-то убыло, то где-то прибыло

Парадоксальным образом новые покупательские потоки в 2020 году разделились надвое. Больше всех увеличили продажи по итогам года один из самых дорогих форматов на рынке "ВкусВилл" и самый демократичный - ультрадешевый "Светофор". Аналитики подсчитали, что каждая сеть увеличила выручку за двенадцать месяцев более чем на 38% - это выглядит очень убедительно на фоне конкурентов, в том числе из топ-3.

Пятерочка и ВкусВилл. Фото из сети
Пятерочка и ВкусВилл. Фото из сети

И все остальные почти остались при своих

Metro Cash & Carry, еще одному зарубежному игроку в топ-10, наконец, после нескольких лет падения, удалось развернуть ситуацию и нарастить выручку на 8%. В рейтинг также вошли "О'Кей" и "Монетка", прибавившие за год 6 и 11 процентов соответственно.

В прошлые годы в десятке, кажется, был немецкий "Глобус". Теперь его место занимает "ВкусВилл". То ли на продажах сказался исключительный контроль над соблюдением мер (по этой части "Глобусу" по-прежнему нет равных), отпугнувший часть покупателей, то ли конкуренты просто росли быстрее.

Что касается суммарной выручки десяти крупнейших компаний на рынке, то в 2020 году они заработали 6,1 трлн рублей, что составляет более 37% от всего рынка продуктового ритейла в стране.