9 подписчиков

Венский конгресс. Основание Венской системы

1. Открытие конгресса. Принцип легитимизма

Осенью 1814 года внимание Европейских стран было приковано к Вене. В столице Австрии по условиям Первого Парижского мирного договора, заключенного 30 мая 1814 года, должен был собраться конгресс представителей всех государств, участвовавших в войне с Наполеоном.

1. Открытие конгресса. Принцип легитимизма
Осенью 1814 года внимание Европейских стран было приковано к Вене.

Парижский мирный договор определил послевоенные границы и положение проигравшей войну Франции, остальные же вопросы должны были обсуждаться на конгрессе европейских держав. Об этом говориться в 32 статье Парижского мирного договора.

Политическая карта Европы в 1811-1814 гг.
Политическая карта Европы в 1811-1814 гг.

Стоит отметить, что Талейрану, которого Людовик XVIII назначил своим министром иностранных дел, при заключении мирного договора удалось добиться для Франции разрешения участвовать в конгрессе. Союзники, правда, принудили его заранее согласиться на все важнейшие постановления конгресса и выговорили себе право устранить Францию от участия в решении наиболее крупных вопросов [1, 41].

На конгрессе планировалось решить вопросы, связанные с восстановлением дореволюционных порядков, реставрацией правивших до наполеоновских войн династий, вопрос о создании гарантий против возможности возобновления во Франции бонапартистского режима и также на конгрессе должны были быть удовлетворены территориальные претензии стран-победительниц.

На совещании представителей 4 союзных держав в Лондоне решено было назначить открытие конгресса на 1 октября 1814 года.

В сентябре в Вену стали съезжаться представители всех европейских государств, кроме Турции. В конгрессе приняли участие два императора, четыре короля, два наследных принца, три великие герцогини и 215 глав княжеских домов, а также 450 дипломатов и официальных лиц.

16 сентября состоялось первое неофициальное совещание представителей союзных держав, так называемый «малый совет». Основная задача этой встречи заключалась в закреплении за Англией, Россией, Австрией и Пруссией руководящей роли в решении территориальных вопросов на конгрессе. Было решено создать два комитета: общий – из представителей шести держав (Англии, Австрии, России, Пруссии, Франции и Испании) и специальный – из представителей Пруссии, Австрии, Ганновера, Баварии, Вюртембергского королевства [3, 119]. Общий комитет должен был выработать программу по общеевропейским делам, и представить ее на конгрессе. Специальный комитет занимался вопросом создания германского союза.

С 16 по 22 сентября 1814 года проходили совещания комитетов. Итогом совещаний стало решение, по которому право договариваться между собой о распределении территорий предоставлялось Англии, России, Пруссии и Австрии. Роль Франции и Испании была ограничена лишь участием в совещаниях и выражением мнения по обсуждающимся вопросам. Особо обговаривалось следующее положение: пока союзники не решат вопроса о распределении земель в Польше, Германии и Италии, они не должны вступать в переговоры с Францией и Испанией.

Однако, несмотря на заключенное соглашение, единства между союзниками не было. Ярким примером этому может служить Польско-Саксонский вопрос.

Такая расстановка сил сложилась в Вене к моменту прибытия Французской делегации во главе с Талейраном. Большое значение на переговорах приобрела новая дипломатическая концепция, выработанная Талейраном – идея легитимизма.

Талейран в составленных для себя инструкциях так формулировал этот принцип: завоевание само по себе не дает никаких прав; ни одной короной, ни одной территорией нельзя распоряжаться до тех пор, пока ее законный обладатель формально от нее не отказался; следовательно, всякое законное правительство, глава коего не отрекся от престола или части своих владений, должно иметь своего представителя на конгрессе; владения такого государя должны быть уважаемы в случае спора и возвращены ему, если они были у него отняты [1, 54-55].

Этот принцип обеспечивал Франции поддержку со стороны второстепенных государств. Так же Талейран рассчитывал, что в случае принятия принципа легитимизма, Франция получила бы уверенность в целостности своей территории, защищать которую военной силой она в тот момент не была в состоянии, а Пруссия и Россия были бы обузданы в своих стремлениях к территориальному расширению [4, 379 ] .

Сентябрь был на исходе, а главы союзных государств еще не решили, как и в какой форме должно произойти открытие конгресса. Поскольку территориальные вопросы решены не были, открытие конгресса переносилось на 1 ноября 1814 года.

30 сентября Меттерних пригласил к себе представителей России, Британии, Пруссии, Австрии. Тогда же представители Испании и Франции впервые приняли участие в заседании. На этом заседании Талейран обратил внимание, что в протоколе от 22 сентября в каждом параграфе употребляется слово «союзники». Союзные державы, но против кого? Ведь наполеон находился не здесь, а на острове Эльба. «Господа, будем откровенны, если еще имеются союзные державы, то я здесь лишний»,- заявил Талейран [3, 122].

1. Открытие конгресса. Принцип легитимизма
Осенью 1814 года внимание Европейских стран было приковано к Вене.-3

Удар был нанесен точно. Все понимали, что без участия Франции нельзя было создать жизнеспособную систему международных отношений. Талейран мастерски использовал сложившуюся ситуацию и смог добиться для французской делегации доступа на все совещания Конгресса. Тайлеран он настаивал на создании комитета из глав делегаций шести государств, подписавших Парижский договор. Именно этот комитет имел, по мнению Талейрана, достаточно оснований для подготовки конгресса.

Итогом октябрьских совещаний министров стала декларация от 9 октября, в которой говорилось, что принято решение «в интересах всех участников отложить общее собрание их представителей до тех пор, пока вопросы, подлежащие решению, не будут приведены в соответствие с международным правом, условиями Парижского договора и с уважением современников. Поэтому официальное открытие Конгресса назначается на 1 ноября» [3, 122] .

Весь октябрь, вплоть до открытия конгресса в Вене, шли активные дипломатические переговоры, в большинстве своем они носили конфиденциальный характер. В основном обсуждались польский и саксонский вопросы.

Таким образом, еще до официального открытия конгресса, стало очевидно, что судьбы Европы находятся в руках 5 великих европейских держав. Благодаря гению Талейрана Франция, проигравшая войну, была не только допущена на Венский конгресс, но и получила право голоса. Также стали видны и первые признаки коренных противоречий между державами, официальное открытие конгресса несколько раз переносилось из-за отсутствия согласия между державами, по вопросам, которые должны были обсуждаться на нем.

2. Польско-Саксонский вопрос

Самые жаркие споры на конгрессе вызвал так называемый Польско-саксонский вопросе. Россия хотела в качестве награды за победу над Наполеоном включить в свой состав герцогство Варшавское. Пруссия же готова была отдать свои земли, входившие в герцогство в обмен на Саксонию. Этим планам оказывали противодействия Великобритания, Австрия и Франция. Не зря секретарь и доверенное лицо при Меттернихе, публицист Гентц, писал потом в качестве очевидца: «Приехав в Вену, Император Александр был уже более или менее в ссоре с Австрией, Англией и Францией» [4, 377].

Английская делегация настороженно относилась к польским планам Александра I . Во время личного свидания министра иностранных дел Великобритании, лорда Каслри, с Александром I было высказано несогласие британского правительства с территориальными притязаниями России и намерениями создать Польское королевство под скипетром российского императора.

1. Открытие конгресса. Принцип легитимизма
Осенью 1814 года внимание Европейских стран было приковано к Вене.-4

Существование самостоятельного Саксонского государства имело важное стратегическое значение для Австрии: Саксония служила буфером между двумя германскими государствами. Присоединение Саксонии к Пруссии рассматривалось как непосредственная угроза Австрии. Руководствуясь принципами легитимизма, австрийский министр был против свержения саксонского короля, даже если тот заслуживал наказания за свою преданность Наполеону. Для сохранения Саксонского государства Меттерних готов был использовать любые средства.

Министр иностранных дел Каслри предпринял попытку объединить Австрию, Пруссию, Францию против России. Но позиция прусского министра иностранных дел Гарденберга оставалась неоднозначной. Каслри с Меттернихом требовали от него ясности, а Гарденберг колебался, настаивал на том, чтобы Англия и Австрия признали необходимость включения всей Саксонии в состав Прусского государства. Каслри и Меттерних согласились уступить Саксонию Пруссии, если Пруссия перейдет на их сторону в Польском вопросе и окажет противодействие русским проектам в Польше. Гарденберг пошел на это соглашение.

1. Открытие конгресса. Принцип легитимизма
Осенью 1814 года внимание Европейских стран было приковано к Вене.-5

Александр I осознавал противодействие своим польским планам со стороны союзных государств, понимал, что Европа не хочет большего возвышения России.

Чтобы добиться ясности, Александр I провел, и довольно успешно, беседу с королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом III . Во время обеда Фридрих Вильгельм заверил Александра в своей преданности и поддержке. К концу обеда был вызван Гарденберг, которому было сообщено о достигнутом соглашении. И прусский министр был вынужден отказаться от участия в союзе Англии и Австрии против России.

1. Открытие конгресса. Принцип легитимизма
Осенью 1814 года внимание Европейских стран было приковано к Вене.-6

10 ноября прусские войска заняли Саксонию. Раскол между союзниками стал очевиден, и он, безусловно, оказался на руку французской делегации, которая стремилась укрепить свое положение на конгрессе. Весь декабрь прошел в бесконечных переговорах, обширнейшей переписке между Александром I и Меттернихом, Меттернихом и Гарденбергом, Меттернихом и Талейраном [3, 126].

1. Открытие конгресса. Принцип легитимизма
Осенью 1814 года внимание Европейских стран было приковано к Вене.-7

На заседании комиссии по территориальным вопросам 29 и 30 декабря снова обсуждался польско-саксонский вопрос. 29 декабря Гарденберг предположил перевести саксонского короля на левый берег Рейна и предоставить ему часть бывшего архиепископства Трирского и Люксембургского. Саксонию он требовал целиком для прусского короля. На следующий день Разумовский представил российский проект конвенции по урегулированию территориальных вопросов. Согласно этому проекту, России отходило все герцогство Варшавское, кроме Гнезно, Познани и бывших западнорусских провинций, которые должна была получить Пруссия. Соляные копи Велички Пруссия соглашалась вернуть Австрии вместе с Тарнопольской областью и Подгорицким районом. Краков и Торн (Торунь) провозглашались вольными независимыми городами. Пруссия получила также всю Саксонию. Представители Англии и Австрии решительно отвергли план включения Саксонии в состав Пруссии, Каслри и Меттерних также настаивали на присутствии во время дебатов представителя Франции Талейрана. Россия и Пруссия протестовали, но вынуждены были уступить и 31 декабря дали согласие на приглашение Талейрана.

1. Открытие конгресса. Принцип легитимизма
Осенью 1814 года внимание Европейских стран было приковано к Вене.-8

1 января 1815 г., первый день нового года, был подписан Гентский мирный договор между Англией и США, завершивший войну 1812-1814 годов, Каслри почувствовал себя гораздо свободнее и начал готовить текст союзного договора, направленного против России и Пруссии, договор был затем отредактирован и одобрен Меттернихом и Талейраном. В ночь с 3 на 4 января договор был подписан представителями Англии, Австрии и Франции. Он предусматривал совместное выступление трех держав и их взаимопомощь при нападении на одну из сторон, а также на Ганновер и Нидерланды. Каждая из сторон обязалась в этом случае выставить армию в 150 тыс. человек, а также не заключать сепаратного мира [3, 128] .

1. Открытие конгресса. Принцип легитимизма
Осенью 1814 года внимание Европейских стран было приковано к Вене.-9

Вскоре к союзу присоединились Бавария, Ганновер, Голландия, Сардиния и Гессен-Дармштадт. Договор был строго секретным. Каждый из организаторов договора собственноручно переписал по одному экземпляру.

Конфликт между державами достигал своего апогея. Но, несмотря на воинственный настрой стран по отношению друг к другу, конгресс продолжал свою работу. Был принят меморандум Каслри от 9 января с предложением ввести представителя Франции в число участников заседаний конгресса, и с 12 января «Комитет четырех» превратился в «Комитет пяти». Поскольку территории Польши подлежали новому разделу, по инициативе Александра I была сформирована комиссия по польскому вопросу. Она подготовила материалы для заключения договоров о Польше.

Так вопрос о судьбах Польши фактически был решен в конце января - начале февраля, но юридически был оформлен только 21 апреля 1815 года. Однако вопрос о Саксонии оставался еще открытым. К началу марта в основном были решены проблемы Польши и Саксонии, участники конгресса уже почувствовали облегчение, как неожиданное известие изменило весь ход событий. С 6 на 7 марта было получено сообщение, что Наполеон покинул остров Эльбу, высадился у бухты Жуан и движется по направлению к Парижу. Восстановленный на престоле представитель французской королевской династии, король Людовик XVIII , и его двор так поспешно покинули дворец, что второпях забыли экземпляр секретного тройственного договора.

1. Открытие конгресса. Принцип легитимизма
Осенью 1814 года внимание Европейских стран было приковано к Вене.-10

Наполеон, желая внести смуту в ряды участников Венского конгресса, тут же переслал его российскому императору. Получив документ, Александр I пригласил к себе Меттерниха и молча протянул ему бумагу. Может быть, впервые в жизни Меттерних не нашелся, что сказать, и был крайне смущен последовавшими затем словами русского императора: «Пока мы оба живы об этом предмете никогда не должно быть разговора между нами. Нам предстоят теперь другие дела. Наполеон возвратился. Наш союз должен быть теперь крепче, нежели когда либо» - и бросил документ в огонь [3, 130-131].

1. Открытие конгресса. Принцип легитимизма
Осенью 1814 года внимание Европейских стран было приковано к Вене.-11

25 марта 1815 года возникла последняя антинаполеоновская коалиция в составе Англии, России, Пруссии и Австрии. Вскоре к этому Военному союзу присоединились многие другие государства Европы. Противоборствующие силы были не равны. Несмотря на отдельные успехи, войска Наполеона терпели поражение. Наполеон окончательно был разгромлен в битве при Ватерлоо 18 июня 1815 года. В Париже 20 ноября 1815 года был подписан Второй парижский мирный договор.

1. Открытие конгресса. Принцип легитимизма
Осенью 1814 года внимание Европейских стран было приковано к Вене.-12

Геополитические противоречия союзных держав в польско-саксонском вопросе были столь велики, что затянули работу венского конгресса, дали возможность Талейрану вывести Францию из изоляции, привели к созданию тройственного союза Великобритании, Австрии и Франции против России и едва не привели к новой войне между великими европейскими державами. При этом польско-саксонский вопрос не был единственным узлом противоречий между Европейскими державами, было много локальных противоречий, был также Восточный вопрос, который державы побоялись вынести на рассмотрение Конгресса. Эти противоречия на начальном этапе Венской системы являлись первыми признаками ее непрочности, предвестниками ее краха.

3. Заключительные акты венского конгресса

Возвращение Наполеона заставило Венский конгресс работать быстрее.

9 июня 1915 года Заключительный акт Венского конгресса был подписан уполномоченными восьми государств: России, Австрии, Англии, Испании, Португалии, Пруссии, Франции, и Швеции. В течение последующих пяти лет к Венскому трактату присоединились еще 33 государства. Содержание Заключительного акта в главных чертах сводилось к следующему.

Границы Франции были определены в соответствии с Парижским мирным договором 1814 года.

России передавалась бывшее Великое герцогство Варшавское, кроме Торна и Познани и переданной Австрии Восточной Галиции, а также Кракова с округом, превращенного в свободный и нейтральный город под защитой Австрии, России и Пруссии, которые гарантировали его статус

Австрия отказывалась от своих прав на Бельгию, от своих последних владений в юго-восточной Германии и от части своих бывших земель в Польше [6, 283-290].

Она получала Восточную Галицию (вместе с ней к Австрии отошли соляные копи Велички и четыре округа: Тарнополь, Злочев, Бережаны, Залецк). В Италии к Австрии отошли Ломбардия, Венеция, Территория бывшей республики Рагузы, Вальтеллина. В итоге наполеоновских войн, как признавали австрийские государственные деятели, габсбургская монархия перестала быть германской державой [2, 288].

В Италии Пьемонт получал обратно все свои владения, потерянные в период революционных и наполеоновских войн, и присоединял к своей территории Геную с ее землями; часть Савойи и часть Швейцарии.

Пруссия получила почти половину территории Саксонии. В Польше к Пруссии отошли Торн и Познань. На левом берегу Рейна она приобрела обширные территории с населением в 110 тыс. жителей, получила также большую часть Вестфалии. В результате Пруссия стала граничить с Францией и Нидерландами. Пруссия также получала от Дании шведскую Померанию и остров Рюген и уступала ей Лауэнбург. В итоге территория Пруссии оказалась разделенной на две части. Вместе с тем, позиции Пруссии, составившей важнейшую часть «антифранцузского барьера, значительно укрепились. Королевство Саксонское сохранялось, но в очень урезанных пределах [2, 289] .

В заключительный акт Конгресса вошли статьи о создании Германского союза. Оценка Германского союза, данная Киссенджером: «Созданная для защиты против общего внешнего агрессора, германская конфедерации оказалась гениальным творением. Она была слишком сильной для нападения на нее Франции, но слишком слабой и децентрализованной, чтобы угрожать соседям... Целью конфедерации было предотвратить объединение Германии на национальной основе, сохранить троны различных немецких князей и монархов и предупредить французскую агрессию. И успех был достигнут по всем этим пунктам [5, 69] . Дает хорошее понимание целей его создания».

Бельгия присоединялась к Голландии, что резко усиливало Нидерланды, становившиеся составной частью «Антифранцузского барьера». Швейцарии были гарантированы независимость и «вечный нейтралитет, она должна была состоять из 22 кантонов.

Англия отказывалась от территориальных приращений в континентальной Европе. Взамен она получала колониальные владения.

Политическая карта Европы по итогам Венского конгресса.
Политическая карта Европы по итогам Венского конгресса.

Было провозглашено, что различие христианских религиозных вероисповеданий не может служить основанием для умаления гражданских и политических прав [2, 291].

Также в заключительный акт вошли декларация о свободе речных путей, устав о ранге дипломатических агентов и декларация об отмене работорговли.

Так был закончен 25-летний период непрерывных европейских войн, начиналась эпоха мира. В основу решений Венского конгресса был положен принцип легитимизма: законные династии были возвращены на свои престолы, кроме того, государства способствовавшие низвержению Наполеона, получили территориальные вознаграждения, у границ Франции создавались барьерные государства. Перекраивая карту Европы, Конгресс игнорировал права национальностей, что в дальнейшем привело к возникновению национально-освободительных движений в Италии, Германии, Польше.

Список использованной литературы:

1. Дебидур, А. Дипломатическая история Европы от Венского до Берлинского конгресса (1814-1878) . – М., 1947.

2. Зак, Л. А. Монархи против народов. Дипломатическая борьба на развалинах наполеоновской империи. – М., 1966.

3. История внешней политики России. Первая половина XIX века (От войн России против Наполеона до Парижского мира 1856 г.). – М., 1999. – С. 119.

4. История дипломатии. Том первый. – М., 1941.

5. Киссинджер, Г. Дипломатия. – М., 1997.

6. Мартенс, Собрание трактатов и конфенций, заключенных Россией и иностранными державами. Т. XIV . – СПб., 1905.