Для родителей образование детей становится все дороже
На днях исследовательский центр сервиса по поиску высокооплачиваемой работ SuperJobпровел опрос 3000 родителей из всех федеральных округов нашей страны по поводу занятий их детей с репетиторами. Опубликованные результаты опроса оказались весьма любопытными: среди учащихся 7 – 8 классов занимаются с репетиторами 27%, среди девятиклассников – 34%, в десятых и одиннадцатых классах услугами репетиторов пользуются 43% школяров.
И еще один интересный результат опроса, связанный с расходами семей на оплату репетиторских услуг: если в 7 – 8 классах средняя сумма расходов составляет 2800 рублей в неделю, то в девятом классе – уже 3000 рублей, а в 10 – 11 классах достигает трех с половиной тысяч.
Так что с введением ЕГЭ рынок репетиторских услуг не умер, скорее наоборот – он растет и развивается.
Позвольте несколько личных наблюдений по этому поводу.
Во-первых, потребитель репетиторских услуг явно помолодел – если два десятка лет назад репетиторство ограничивалось подготовкой абитуриентов к поступлению в вузы, то теперь некоторые родители начинают приглашать домашних учителей уже в начальной школе, а к средним классам, как видно из результатов опроса, таких родителей становится уже больше четверти от общего числа.
Во-вторых, репетиторство перестало быть исключительной прерогативой вузовских преподавателей. Те, кто постарше, еще помнят времена, когда доски объявлений пестрели призывами типа: «Подготовим к экзамену по математике в МВТУ» или «Преподаватель Первого медицинского готовит к вступительному экзамену по химии». Введение ЕГЭ в корне изменило ситуацию – репетиторство практически ушло из вузов. Дополнительные образовательные услуги стали оказывать школьные учителя, появились профессиональные репетиторы, но о последних чуть позже.
Услуги репетиторов становятся все более востребованными
Сначала о школьных учителях – они оказались в чрезвычайно благоприятных условиях. До обеда ты ведешь уроки в классе, а после обеда — занимаешься индивидуально. Не нужно создавать клиентскую базу – она сидит за партами, нужно только правильно мотивировать родителей. Я постоянно слышу жалобы преподавателей университетов, занимающихся профориентационной работой. Если раньше для представителей вузов в школах постоянно организовывали встречи с выпускниками, то теперь администрация многих школ грудью встала на пути агитаторов из вузов. Спросите, почему? Ответ достаточно простой: вузовские представители, агитируя потенциальных абитуриентов, зачастую заодно приглашают школьников на подготовительные курсы в свои учебные заведения. А это расценивается школьным сообществом как вторжение на чужую территорию! Ведь корова наша, только мы должны ее доить.
Но у школьных педагогов тоже не все ныне просто лучезарно. На арене конкурентной борьбы появился и серьезно заявил о себе новый игрок – профессиональный репетитор. Только сразу предупреждаю – рисуя портрет этого игрока, не нужно представлять его прыщавым аспирантом – неудачником, который занимается с учениками в комнате на четверых в студенческом общежитии. Или учительницей на пенсии, дающей уроки на кухне однокомнатной «хрущевки».
Репетиторов начинают нанимать даже в школе
Сегодня репетиторские услуги – это серьезный бизнес. Введение в налоговое законодательство статуса самозанятого легализовало этот бизнес. Как и в любом бизнесе, предприниматель должен обеспечить качество продукта. В противном случае он несет потери, причем не только материальные, но и репутационные. Если в этом году результаты ОГЭ или ЕГЭ учеников окажутся хуже ожидаемых, то в следующем году найти клиентов будет сложнее. Поэтому рискну утверждать, что уровень квалификации профессионального репетитора, как правило, выше, чем у среднего школьного учителя.
Заметим, что качество любых услуг определяется не только конечным результатом. Важным элементом является сервисное сопровождение услуг – при обучении необходимо использовать современное оборудование, уроки должны проходить в красивых и чистых помещениях. Поэтому репетиторы сегодня достаточно часто арендуют для занятий специальные квартиры или офисные помещения, представляют возможности для аудио- и видео записи уроков.
Так что школьные учителя, которые после уроков за родительские деньги пытаются объяснить детям то, что не смогли или не захотели объяснить на уроках, зачастую терпят поражение в конкурентном соперничестве с профессионалами. И собственная клиентская база не спасает!
Евгений Белый, доктор технических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, автор телеграм-канала «Наука и университеты»
Читайте больше материалов на нашем сайте