Данная статья относится к Категории: Построение научных моделей
«В 1982-1986 годах группой тогда ещё молодых ученых МИФИ и лингвистов МГУ на базе диалектики Гегеля, Теории Суперсимметрии и музыкальной гармонии разработан язык междисциплинарного общения — диал. Фундаментальные принципы языка заложены физиком В.В. Куликовым. Он даже сумел представить их в операторном виде в романе-трилогии «Храм Галактики» («Узник бессмертия» - самая ранняя его часть).
С 1986 по 1992 год свойства диала детально проверялись в различных отраслях знания, составлялись базовые словари, обучались экспериментальные группы.
Музыку создатели диала рассматривали как один из универсальных языков, альтернативных безголосой математике. Все операторы языка звучат и поются, широко использованы изменения громкости и тона человеческого голоса для внутренних переобозначений языка. Главная функция языка - отражение всех без исключения сторон вещей, свойств и отношений мира природы и мира человека. Разработчики диала основывались на идее, что в своём развитии все языки проходят в общих чертах те же этапы, что не только сознание, но и сама Вселенная.
«Язык - это среда, в которой объединяются «Я» и мир», - сказал Ханс Георг Гадамер. Если предположить, что в разных частях Вселенной действуют некоторые универсальные законы - должен быть всеобщий язык для их отражения, для трансляции одной формы знания в другую. Его принципы, на взгляд авторов языка, не могут быть ничем иным, кроме как законами гегелевской диалектики.
«Все пути мысли более или менее ощутимым образом загадочно ведут через язык», - говорил Мартин Хайдеггер, а Лев Толстой и вовсе отождествлял слово и поступок. По признанию исследователей, основными целями разработки языка были активизация мышления, выведение его на новый абстрактно-теоретический уровень, интенсификация научных работ и систематизация изобретательской деятельности. Последнее отличает диал от эсперанто и линкоса, зато роднит его с ТРИЗ. Грамматика диала, по мнению создателей, органично включает в себя все принципы ТРИЗ, ранее открытые эмпирически. Диал-говорящий изобретает на каждом шагу, то есть в процессе разговора на диале, зачастую даже не замечая этого (Действительно, в развитых системах, включающих многочисленные понятия можно усмотреть аналогии но не более. Утверждение: «Грамматика диала, по мнению создателей, органично включает в себя все принципы ТРИЗ» - типичный случай сверхрекламы инноваций – Прим. И.Л. Викентьева ).
Обучаясь языку на примерах знакомых, бытовых предметов и действий, человек способен познать языческие, исконные законы Мира, глубинные стороны реальности, что в дальнейшем и позволяет с легкостью применять их в самых разных областях, пользуясь богатыми ассоциациями и аналогиями, активизируя процесс мышления.
Язык диал отличается в выгодную сторону тем, что строится с «нуля», обладает динамичностью и применим сам к себе. Здесь не требуется помнить все слова или операторы - достаточно знать только базовые, как в вышеупомянутой теории Юнга необходимо иметь представление об архетипах.
Вот основные принципы языка диал:
Симметричность. Каждый знак, звук диала является абстрактным оператором, преобразованием симметрии, обозначающим некоторую вещь, процесс переход, отношение. Так, например, оО, убУ, аргУ (ударение на второй слог) - относятся к операторам порождения типа 01, а Оо, Убу, Аргу - поскольку ударение на первый слог, относятся к операторам смерти типа 10.
Иерархичность. Каждый оператор действует над «полем» других, «низших», операторов. На каждом уровне иерархии языка можно общаться с той или иной долей абстрактности. Основанием иерархической системы - первородным оператором, выражающим полное отсутствие всякой информации - является 0 (ничто или молчание), действующий лишь сам на себя, поскольку больше ничего и нет.
Конструктивность. Все формы языка собираются словно в детском конструкторе. Например оО, взаимодействуя с Оо, дает оператор жизни или времени - оОо, обратный ему - оператор пространства или памяти - ОоО. Чем сложнее конструкция - тем конкретнее смысл.
Произвольность обозначений. Имена «низших» операторов произвольны. Здесь характерна полная условность обозначений и возможность присвоить событию, процессу, вещи любое знаковое имя. Однако затем это имя должно быть зафиксировано. «Высшие» операторы составлены из «низших» и являются формулами или словами языка. Правила составления формул (или слов) также являются операторами диала. Этот принцип позволяет нам решать изобретательские задачки как математические уравнения, где иксом обозначен идеальный конечный результат. Тем самым диал адаптирует эвристические и формально-логические приёмы друг к другу.
Динамичность. Развитие есть переход от одной симметрии языка к другой. Оно описывается как рекурсия - «возвращение к себе», т. е, происходит благодаря воздействию операторов (процессов) самих на себя. Существенное значение имеет двойственность понятия преобразования симметрии, как того, что с одной стороны преобразует - изменяет, а с другой стороны оставляет неизменным - сохраняет.
Контекстная зависимость. Знаки диала. являясь процессами, отражают на самом деле знаки и симметрии природы со всеми их связями. Идентификация любого знака осуществляется через контекст. Общаясь на диале, изобретатели могут не опасаться за свои ноу-хау, даже рассказывая о них. Именно в эти тайны никто не проникнет, а секреты никто не украдёт. Человек «не в духе» обругает вас на диале, но, увы, цели своей он не достигнет. Все слова-операторы языка - цензурны. «Чижик-пыжик» для ребёнка им и останется, но в контексте физики речь идёт о вырождении электрона:
Оро Оро Оро Pop. У оргО Pop Эгхо Pop. Эгхо Эгхо Эгхо Pop. Аэ Убго Аэ Pop.
[…]
Иерархия операторов языка диал
- Супероператоры […]
- Рождение, Жизнь, Смерть и Сохранение количества - операторы ритмики
- Рождение, Жизнь, Смерть, Сохранение Интервала - операторы громкости (интенсивности)
- Операторы Конечного и Бесконечного, операторы их отношений
- Рождение и превращения качеств - операторы тона (фаз и состояний)
- Законы и функции, Внутреннее и Внешнее - операторы фонем (сути и явления)
- Субъекты и объекты, их признаки и действия - операторы корней (операторы грамматики)
- Личное и безличное пространства - операторы местоимений и предлогов
- Орудия и методы - операторы слов
- Эмоции и Афинности - операторы сродства
- Модальные операторы - операторы долженствования
- Этические законы - операторы нравственности».
Латыпов Н.Н., Путеводитель по извилинам. Тренинг интеллекта, М., «Вече», 2010 г., с. 261-265.
Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.
+ Ваши дополнительные возможности:
Уже 16 000 подписчиков в наиболее #интеллектуальный русскоязычный видеоканал, где можно в комфортной – а не как на ТV ток-шоу – атмосфере обсуждать сложные проблемы.
Ваша свободная подписка на видеоканал VIKENT.RU 1-м кликом