Найти тему

Готов ли ваш ребёнок к школе?

Готов ли, ваш ребёнок к школе?

Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной школы к другой, что успеть записаться на собеседование или тестирование. Некоторые мамы и бабушки отличаются особым рвением в проталкивании чада к светлому будущему, детям ищут репетиторов по объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или по настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых. И вот с малышом занимаются с утра до вечера, так что ему поиграть некогда. Даже время прогулок приходится сокращать. А школьный психолог вдруг огорошивает маму на приеме : «Ваш сын - замечательный малыш. Но к школе пока не готов . Лучше ему еще годик в детский сад походить». Мама, конечно, в гневе «Насажали тут всяких липовых «специалистов» ! Напридумывали глупостей! Да кто он такой, этот психолог, чтобы мне указывать? Ребенок и читает уже, и до ста считает, и домашний адрес знает. Даже прописи освоил. И он, видите ли, не готов ! Что значит - не готов

Действительно, что значит - «не готов »? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе », которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей ?

Готовность - это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе ». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности - готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь , готовности обучаться в ВУЗе . Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей , оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов играть по правилам университета, не сможет успешно учиться. Но наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события.

Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника , он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка» - вообще слово некорректное по отношению к маленькому ребёнку . Моторика, мышление, память - это всё прекрасно. Только к школьной готовности относится не только это. Огромное количество книжной продукции, запудривающей родителям мозги (мол, купите - и дело будет в шляпе), никак не влияет на вызревание школьной готовности . Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.

Что отличает ребёнка , готового к школе ?

Во-первых, такой ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её. Психолог Д.Б. Эльконин так и говорил об этом : первый показатель готовности к школе - «приём учебной задачи» . Ребёнок , готовый к школьному обучению , умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Ребёнок, не готовый к обучению, на его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном занятии в детском саду воспитательница написала на доске пример : «5-3» . Дети должны были придумать задачу по этой записи. И один мальчик задачу придумал : «У мамы было пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Интересно, что ответили дети. Они ответили : «Осталось двое ножниц» . На полном серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и действительно. От пяти убрали три, два осталось. Умеют считать эти малыши? Умеют. Готовы к школе ? Не готовы .

Третья составляющая готовности к школе - появление специфической самооценки. Проводилось исследование самооценки у дошкольников и младших школьников . Для этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на картинке изображалась горка. По ней на лыжах съезжает мальчик. А на следующей картинке этот мальчик лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с водой. А на другой картинке ведро упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос : «Почему так вышло? В чём причина неудач?» Что отвечают дошкольники ? Горка крутая, ведро тяжёлое. А школьники ? Мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах. Девочка недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. Но мальчик, добавляют они, потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с ведром будет справляться. О чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни. Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей действительности в качестве субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально : не я в конкретной деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что первая двойка или тройка, его четвёрка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал не очень хорошо, значит -«я» плохой. Это значит - меня любить не будут.

Вот такие специфические составляющие школьной готовности .

Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает этот диагноз : «Ваш ребёнок не готов к школе »? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное : «Ваш ребёнок - недоразвитый ». Или : «Ваш ребёнок - плохой ». Но речь идёт о шестилетнем ребёнке . И констатируемая на данный момент неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить . Он ещё не доиграл.

А Вы хотите узнать, готов ли Ваш ребенок к школе?

Провожу бесплатные консультации с родителями детей дошкольного возраста.

Долгих Елена Леонидовна

психолог - консультант

Бесплатные консультации для родителей

в рамках федерального проекта

«Поддержка семей, имеющих детей»

8 910 881 89 05

ya.dolgih2012@yandex.ru