Найти тему

Поэтические спектакли в Мастерской Петра Фоменко

Подборка спектаклей на сцене Мастерской Петра Фоменко, основанных на поэзии.

В Мастерской Петра Фоменко с большой любовью относятся к поэзии. Недавно, после московской «Ночи театров» 27 марта, в афише Мастерской появился поэтический вечер «СТИХИйный вечер», где молодые авторы читают свои стихи. Поэтому мы решили вспомнить, какие спектакли в репертуаре Мастерской с наибольшим трепетом и вниманием относятся к поэзии.

«Рыжий»

Режиссер — Юрий Буторин

Почти одиннадцать лет назад в Мастерской Фоменко состоялась премьера спектакля «Рыжий», придуманного и поставленного первой стажерской группой по стихам екатеринбургского поэта Бориса Рыжего.

Фото: Анна Белякова
Фото: Анна Белякова

Сначала было знакомство с бардом и композитором Сергеем Никитиным, которого пригласил к стажёрам Пётр Фоменко. Именно Никитин рассказал актёрам про Бориса Рыжего и спел несколько своих песен на его стихи. Петр Фоменко обратился к стажерам с просьбой взять книгу и самим почитать что-нибудь «на досуге». И единственная на весь театр книга «Оправдание жизни» была размножена и «пошла в народ».

Первым эскизом будущего спектакля стало «музыкальное кафе» в фойе Старой сцены — стихи Бориса Рыжего звучали под аккомпанемент гитары, скрипки, контрабаса, флейты и губной гармошки.

Фото: Сергей Петров
Фото: Сергей Петров

Постепенно создавалась новая форма, которая и была предъявлена в конце первого года стажировки — музыкальное путешествие. Появился поезд и проводница, появились станции «Общежитие» и «Промзона», но это все еще был набор сцен и зарисовок, самостоятельно подготовленных каждым из стажёров. Тогда Петр Наумович предложил Юрию Буторину возглавить работу.

Фото: Сергей Петров
Фото: Сергей Петров

Больше года стажёры сочиняли спектакль все вместе. Так появился спектакль «Рыжий» — театральное путешествие в пространстве и во времени, от Екатеринбурга до Свердловска.

«Фоменки поставили спектакль не про страшный город СвердловскЕкатеринбург, не про ностальгию по советским временам, не про поэта непонятого и толпу обыкновенную. А всё про то же — про то, что, собственно, и ставят „фоменки“ в самых разных вариациях. Про то, что нет большей радости, чем вырастить на суглинке страшной, грязной, жестокой жизни божественные цветы нежности. Про искусство, побеждающее жизнь. Про небо в алмазах, увиденное со дна страшного колодца, — его оттуда хорошо видно. Ведь „безобразное — это прекрасное, что не может вместиться в душе“», — Ольга Фукс, «Вечерняя Москва»

«Триптих»

Постановка — Петр Фоменко

В сценической композиции по произведениям А. С. Пушкина «Триптих», Петр Фоменко соединил три, на первый взгляд совершенно разных произведения: шуточную поэму «Граф Нулин», одну из «маленьких трагедий» «Каменный гость» и «Сцену из Фауста».

Поставленные в необычном пространстве, объединяющем Малый зал и зрительское фойе, три акта «Триптиха» — это три отдельных спектакля, обособленные по жанру и стилистике. Об «игре любви и случая»; о смерти как плате за любовь; об искушении судьбы и борьбе с роком; об отрицании и сомнении против легковерности и нежности…

-4

«Египетские ночи»

Постановка — Петр Фоменко

Спектакль построен на повести и неоконченной поэме Александра Пушкина «Египетские ночи» и ее «продолжении» — фрагментах одноименной поэмы Валерия Брюсова.

-5

В композицию также включены и другие произведения Пушкина: наброски «Мы проводили вечер на даче», «Гости съезжались на дачу», «Отрывок» и стихотворения разных лет.

-6

Премьера спектакля состоялась в 2002 году, а в 2018 «Египетские ночи» вернулись на сцену Мастерской в измененном составе. В спектакле заняты Карин Бадалов, Полина Кутепов, Мадлен Джабраилова, Полина Агуреева, Наталья Курдюбова, Юрий Буторин, Илья Любимов, Андрей Казаков, Александр Мирков и Антон Сергеев.

«…А потом пробка вылетает, шампанское бьёт струёй, тела порхают, слова жалят как стрелы, женщины меняют платья, мужчины бредят Клеопатрой, декорация оказывается чудесной музыкальной шкатулкой. И весь театр начинает пениться, как шампанское. А поскольку русские гулять умеют, праздник всё длится и длится, вовлекая публику в свой вихрь», — Jean-Pierre Thibaudat, «Liberation»