Все люди, говорит преп. Иоанн Лествичник живут под Богом, но относятся к Нему по-разному. И так объясняет это:
«Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха; «несть бо лицеприятия у Бога» ( Рим 2:11 ) (преп. Иоанн Лествичник. Лествица, Слово 1).
Что это за люди, о которых говорит преп. Иоанн Лествичник?
- Нечестивый человек – это разумное и смертное создание, которое по своей воле удаляется от Бога и думает, что Творца не существует.
- Законопреступник – тот, кто знает законы Бога, но использует их по своему злоумию, и соединяет веру с ересью.
- Христианин – тот, кто сколько возможно человеку подражает Христу словами, делами и помышлениями и верит в Святую Троицу. То есть любит людей, помогает людям, не злобен, не делает зла и во всем доверяется Воле Божьей.
- Боголюбец – тот, кто пользуется всем естественным и безгрешным и по силе своей старается делать добро.
- Воздержник – тот, кто посреди искушений, сетей и молвы, всей силой ревнует подражать нравам свободного от всего этого.
- Монах – тот, кто будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных (ангелов). Монах крепко держится Слово и Заповедей Божьих, во всяком времени, месте и деле.
Мотивы, по которым люди уходят из мирской жизни и обращаются в монашество:
1. ради будущего царствия Божьего,
2. по множеству грехов своих,
3. из любви к Богу.
И три твердых основания этому для монашествующих: незлобие, пост и целомудрие.
Святой Иоанн твердо заявляет:
«Если же они (люди обратившиеся в монашество – прим. автора) не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было безрассудное» (преп. Иоанн Лествичник «Лествица или Скрижали Духовные» Слово 1).
Вот почему не всякой душе полезно монашество и не всякая в него призывается Богом. И другие мотивы ухода в него сомнительны: идет ли человек к Богу или убегает от мира?
А какой мотив человека, который живет в миру, но признает и любит Бога?
Это мотив обретения помощи Божьей и жизни в согласии с Богом в непростом житейском океане.
Зачем это нужно?
В ситуации, когда мир реальности (создаваемой самим человеком, его культурой и цивилизацией) противоречив, ложен и изменчив, подавляет личность, человеку разумному, осмысленному и плодотворному, надо иметь прочные основания в жизни для правильных дел и защиту от зла и вреда.
Где их взять?
В себе и только в себе? Не слишком самонадеянно ли?
В других? А надежны ли они, даже близкие, особенно, в трудных ситуациях?
Остается главное из доступного: в следовании Богу, как Источнику, как Истине, и в помощи Божьей по жизни в трудах своих. Две воли тогда работают воедино - Божья и человеческая.
Для этого мирским людям преп. Иоанн советует следовать заповедям и трудиться по Богу, делая все то доброе для людей, что человек может делать, применяя Богом данные дарования.