Найти тему
Игорь Орлов

Святой Иоанн Лествичник об отношении разных людей к Богу

Оглавление
Преп. Иоанн Лествичник, игумен Синайской обители, автор труда "Лествица или Скрижали Духовные", который был прозван Вторым Моисеем (Фото из Яндекс Картинки)
Преп. Иоанн Лествичник, игумен Синайской обители, автор труда "Лествица или Скрижали Духовные", который был прозван Вторым Моисеем (Фото из Яндекс Картинки)

Все люди, говорит преп. Иоанн Лествичник живут под Богом, но относятся к Нему по-разному. И так объясняет это:

«Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха; «несть бо лицеприятия у Бога» ( Рим 2:11 ) (преп. Иоанн Лествичник. Лествица, Слово 1).
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Что это за люди, о которых говорит преп. Иоанн Лествичник?

  • Нечестивый человек – это разумное и смертное создание, которое по своей воле удаляется от Бога и думает, что Творца не существует.
  • Законопреступник – тот, кто знает законы Бога, но использует их по своему злоумию, и соединяет веру с ересью.
  • Христианин – тот, кто сколько возможно человеку подражает Христу словами, делами и помышлениями и верит в Святую Троицу. То есть любит людей, помогает людям, не злобен, не делает зла и во всем доверяется Воле Божьей.
  • Боголюбец – тот, кто пользуется всем естественным и безгрешным и по силе своей старается делать добро.
  • Воздержник – тот, кто посреди искушений, сетей и молвы, всей силой ревнует подражать нравам свободного от всего этого.
  • Монах – тот, кто будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных (ангелов). Монах крепко держится Слово и Заповедей Божьих, во всяком времени, месте и деле.

Мотивы, по которым люди уходят из мирской жизни и обращаются в монашество:

1. ради будущего царствия Божьего,

2. по множеству грехов своих,

3. из любви к Богу.

И три твердых основания этому для монашествующих: незлобие, пост и целомудрие.

Святой Иоанн твердо заявляет:

«Если же они (люди обратившиеся в монашество – прим. автора) не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было безрассудное» (преп. Иоанн Лествичник «Лествица или Скрижали Духовные» Слово 1).

Вот почему не всякой душе полезно монашество и не всякая в него призывается Богом. И другие мотивы ухода в него сомнительны: идет ли человек к Богу или убегает от мира?

А какой мотив человека, который живет в миру, но признает и любит Бога?

Это мотив обретения помощи Божьей и жизни в согласии с Богом в непростом житейском океане.

Зачем это нужно?

В ситуации, когда мир реальности (создаваемой самим человеком, его культурой и цивилизацией) противоречив, ложен и изменчив, подавляет личность, человеку разумному, осмысленному и плодотворному, надо иметь прочные основания в жизни для правильных дел и защиту от зла и вреда.

Где их взять?

В себе и только в себе? Не слишком самонадеянно ли?

В других? А надежны ли они, даже близкие, особенно, в трудных ситуациях?

Остается главное из доступного: в следовании Богу, как Источнику, как Истине, и в помощи Божьей по жизни в трудах своих. Две воли тогда работают воедино - Божья и человеческая.

Для этого мирским людям преп. Иоанн советует следовать заповедям и трудиться по Богу, делая все то доброе для людей, что человек может делать, применяя Богом данные дарования.

Понравилось – ставьте лайк. Читайте, пишите, подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями.