Далеко не все начинающие предприниматели могут ответить на вопрос о том, как выбрать нишу для бизнеса, а зря. Ниша — это определённая область рынка со своей целевой аудиторией. Следовательно, тщательно изучив ту и предложив ей продуктовую линейку, которая закроет её боли и потребности, можно создать успешный проект, обеспечивающий хорошую и стабильную прибыль.
Что такое «ниша в бизнесе» и зачем она нужна
Под термином понимают узкое место на рынке, где есть спрос, позволяющий фирме выбиться в лидеры и выдержать конкуренцию. Чтобы найти эту область, перед запуском проекта предприниматель оценивает рынок, сегментирует его, анализирует ёмкость выбранного рыночного сегмента, конъюнктуру, конкурентную среду. По результатам принимает решение о перспективности ниши.
Например, в сфере IT можно сконцентрироваться на IT-аутсорсинге, в рамках онлайн-обучения — на запуске курсов по таргетированной рекламе, в сфере кулинарии — на обучении искусству печь торты или пироги.
Поиск своей ниши для бизнеса — процесс сложный, но он выгоден, поскольку помогает компании позиционироваться. В некоторых сферах узкопрофильность очень помогает: потребители охотнее идут к специалистам в своей отрасли, чем к мастерам на все руки.
Сравните: «Ювелирная мастерская» или «Ювелирная мастерская по ремонту изделий с драгоценными камнями». Куда вы понесёте свои украшения с бриллиантами?
Характеристики бизнес-ниши
- Конкретизация ЦА
- Ограниченность продуктов, отвечающих требованиям потребителей
- Стабильная ёмкость
Иными словами, предприимчивому кондитеру лучше открывать не классическую кондитерскую, а авторскую с ограниченным выбором сладостей — только эклеры, только капкейки либо просто торты. Если удастся правильно выделить свою ЦА и предложить ей вкусный и необычный продукт, усилия окупятся.
Важно! Если в вашем районе уже существует авторская кондитерская с такими же предложениями, нужно ещё раз обдумать свой проект. Из-за отсутствия составляющей уникальности, его ценность может снижаться.
Что лучше: деньги или дело для души
Иногда будущие предприниматели при выборе ниши для бизнеса ориентируются на деньги — идут туда, где больше маржа или видимый успех (у кого-то получилось организовать прибыльный проект, и его пытаются скопировать).
Но такой подход ошибочен по двум причинам:
- с одной стороны, тот, кто уже стабильно зарабатывает в выбранной нише, когда-то заходил на рынок с новым уникальным предложением, вероятнее всего, он горел своим делом и смог создать действительно качественный продукт, за который сейчас готовы платить установленную цену;
- с другой стороны — у бизнеса должна быть цель (например, приносить пользу как можно большему количеству людей), деньги цель не заменят, хотя они позволят приблизиться к ней быстрее; помимо прочего, цель — ещё и мотиватор, она даёт вдохновение предпринимателю идти вперёд несмотря на трудности, а его команде — поверить в проект и сделать максимум для его реализации.
Иными словами, в бизнесе главное — не деньги, а дело. Если создатель компании будет им гореть, у него наверняка всё получится.
Чтобы проверить, горит ли человек каким-то делом, психологи советуют у него спрашивать: «А занимался ли бы он этим бесплатно, ради удовольствия от процесса?»
На какие критерии при выборе ниши для своего бизнеса ориентироваться
Хорошая ниша — это ниша:
- перспективная, то есть выбранный компанией продукт должен быть инновационным или «вечным» (продукты питания, одежда, игрушки всегда пользуются спросом);
- расширяемая, желательно предварительно провести анализ ниши для бизнеса , чтобы убедиться, что у компании будут возможности для роста и развития, то есть в будущем можно масштабироваться или расширить спектр услуг;
- денежная, чем больше маржа и чем выше возможность повторных продаж, тем лучше.
Также хорошая ниша — та, где спрос стабилен, а предложения его не удовлетворяют.
В следующей статье дадим общие рекомендации по выбору ниши, расскажем как проверить перспективность выбора, как проанализировать конкурентов и какие бывают ошибки при выборе ниши.
Подписывайтесь на канал и будьте всегда в курсе о выходе новых статей!