Найти тему
VIKENT.RU

Деградация монархов и монархий Европы по оценке Томаса Джефферсона

Оглавление

Данная статья относится к Категории: Борьба с деградацией общества

1. То́мас Дже́фферсон — американский юрист (по образованию), один из «отцов-основателей» США, 3-й Президент США, автор Декларации независимости США 1776 года
1. То́мас Дже́фферсон — американский юрист (по образованию), один из «отцов-основателей» США, 3-й Президент США, автор Декларации независимости США 1776 года

Начиная с 1787 года, Томас Джефферсон написал многочисленные частные письма о порочности и деградации монархий в Европе:

«И больше всего я удивляюсь тому, как могут некоторые люди считать королевское правительство наилучшим прибежищем. Посоветуйте им прочитать басню про лягушек, просивших Юпитера ниспослать им царя. Если это их не исцелит, пошлите их в Европу, чтобы они смогли сами увидеть беды, приносимые монархией, и я поручусь, что они вернутся полностью излечёнными.

Если всё зло, которое может проистечь из нашей республиканской формы правления начиная с сегодняшнего дня и кончая днём страшного суда, будет помещено на одну чашу весов, а на другую - то зло, которое приносит монархия Франции за неделю или Англии - за месяц, то эта чаша, конечно, перевесит. Вдумайтесь в то, что содержится в английской Красной книге или французском Королевском альманахе, и скажите, что дает народу монархия. Ни один королевский род не порождал и одного человека здравого смысла за двадцать поколений.

Самое лучшее, что могут сделать короли, это предоставить заниматься государственными делами своим министрам. А что такое их министры как не комитет уполномоченных, только плохо отобранных? Если король когда-нибудь вмешивается в дела, то причиняет только вред. […]

Я сознаю, что у нашего федерального правительства есть дефекты, однако они настолько уступают порокам монархий, что я смотрю на них с большой долей снисходительности. Я также полагаюсь на здравый смысл народа, который найдёт средства для их излечения, в то время как зло, проистекающее от монархического правительства, просто неизлечимо. Если кто-нибудь из наших соотечественников выскажет пожелание иметь короля, дайте им почитать басню Эзопа о лягушках, просивших себе царя; если это их не вылечит, пошлите их в Европу. Они вернутся назад хорошими республиканцами. […]

Порядок, при котором брачные узы связывали королей только с другими королевскими семьями, существовал в Европе на протяжении столетий. Возьмите животных любого рода и вида, заключите их - будь то в конюшне, в богатых покоях или дворцовом зале - в состояние бездействия и безделья, кормите их до отвала, удовлетворяйте все их сексуальные аппетиты, погрузите их в чувственные удовольствия, поощряйте все их страсти, сделайте так, чтобы все склонялось перед ними и оградите от всего, что могло бы заставить их думать, - и через несколько поколений эти животные станут только телом, только плотью без проблеска ума... Таков режим, в котором вырастают и воспитываются короли; и это продолжалось столетиями.

2. Image by DarkmoonArt_de from Pixabay
2. Image by DarkmoonArt_de from Pixabay

Находясь в Европе, я часто развлекал себя размышлениями над характерами царствовавших в то время коронованных особ... Людовик XVI был глупцом, которого я лично знал... Король Испании Карл IV был тоже глупец и то же самое - неаполитанский король Фердинанд IV. Они проводили свою жизнь на охоте и два раза в неделю отправляли курьеров за тысячи миль, чтобы сообщить один другому, какую дичь и как много они убили за прошедшие несколько дней. Король Сардинии Виктор-Амадей III был дураком. Все они были Бурбонами. Королева Португалии Мария Безумная, из Браганцкой династии, была идиоткой от природы. И таким же был датский король Христиан VII. Их сыновья правили за них как регенты. Король Пруссии Фридрих-Вильгельм II, наследник великого Фридриха, был просто боров телом, точно так же, как и умом. Густав III Шведский и Иосиф II Австрийский были помешанными, а Георг III Английский, как Вы знаете, - настоящим сумасшедшим в смирительной рубашке. Больше в Европе никого из монархов и не было, за исключением старой Екатерины II Российской, но она слишком взрослой попала в царствующий дом, чтобы потерять человеческий здравый смысл... Эти животные лишились ума и сил, и так должно происходить с каждым наследственным монархом, когда династия занимает трон в течение жизни нескольких поколений... И этим кончается Книга царей, от которых да избавит нас Господь. […]

Всё это - о счастье иметь королей и об управителях, которые могут стать королями. Из этих событий наша молодая республика может извлечь ряд полезных уроков: никогда не обращаться к иностранным державам за помощью для разрешения внутренних конфликтов и разногласий; не допускать передачи власти по наследству; не давать возможности каким-либо своим гражданам создать себе благодаря своему богатству и власти настолько прочное положение, чтобы их считали стороной, с которой королям стоит связывать себя союзом — через браки с племянницами, сёстрами и т. д. А иначе говоря, давайте непрестанно молиться перед троном небесным, чтобы больше не создавался этот род львов, тигров и мамонтов в человеческом обличье, называемый королями, от которых «да избавит нас Боже милостивый!»,- и да сгинет тот, кто не скажет этого вместе с нами. […]

Будучи убеждён, что республиканская форма правления - единственная, не ведущая открытую или тайную войну с правами человечества, я все свои молитвы и силы от всего сердца посвящаю поддержанию того порядка, который мы столь счастливо установили. И меня, конечно, воодушевляет мысль, что в то время, как мы упрочиваем права для самих себя и наших потомков, мы указываем путь борющимся нациям, которые так же, как и мы, хотят вырваться из-под власти собственных тиранов. […]

3. Image by Denis Hiza from Pixabay
3. Image by Denis Hiza from Pixabay

Мы бывали свидетелями тому, что башмачник или другой скромный ремесленник, перенесённый волей избирателей своей страны со своей рабочей скамьи в кресло официального лица, тотчас же обретал всю должную степень уважения и повиновения, которую закон соединял с его должностью. Но об отличии, которое даётся благодаря рождению или какому-нибудь значку, гербу или кокарде, люди у нас знали не больше, чем об образе жизни на Луне или на других планетах. Они лишь слыхали, что такое, вообще говоря, существует, и знали, что это не должно быть правильным. В полной мере ужас от всех зол, проистекающих из таких различий, можно испытать только в Европе, где достоинство человека теряется в произвольных различиях в положении, где человеческие особи классифицируются по нескольким нисходящим ступеням, где многие раздавлены весом немногих и где установленный порядок может представить мыслящему существу только картину, подобную созерцанию Бога Всемогущего и его ангелов, попирающих своими ногами сонмы отверженных. […]

… даже в Европе в умах людей происходят заметные изменения. Наука освободила мысль тех, кто читает и думает, а американский пример зажег в людях праведные чувства. Началось закономерное восстание науки, таланта и мужества против титулов, рангов и привилегий по праву рождения, которые стали презираться. При своей первой попытке оно потерпело поражение... Но мир вскоре оправится от паники, вызванной этой первой катастрофой. Наука идёт вперёд, а дух таланта и предприимчивости не дремлет... Титулы, ранги, наследственные привилегии и мишурная аристократия в конечном счёте утратят свое значение. […]

...Я согласен... среди людей существует некая природная аристократия. Почва, на которой она вырастает, - это духовные достоинства и таланты. Прежде физические силы и телесные способности давали доступ в среду аристократов. Но со времени изобретения пороха, вооружившего смертоносным, снарядом как сильного, так и слабого, телесная сила стала лишь вспомогательным средством добиться отличий и положения - наподобие той же красоты, хороших манер, доброго чувства юмора или других человеческих достоинств. Существует также искусственная аристократия, чьё положение основано на богатстве, родстве и происхождении и не связывается ни с душевными качествами, ни с талантами, - люди, обладающие ими, и так бы принадлежали к первому классу общества. Эту естественную аристократию я считаю самым драгоценным даром природы, данным людям для того, чтобы учить, чтобы принимать и оправдывать их доверие и управлять обществом...

4. Image by Johnnie Shannon from Pixabay
4. Image by Johnnie Shannon from Pixabay

И даже разве не можем мы сказать, что именно та форма правления является наилучшей, которая лучше всего обеспечивает чистый отбор этих естественных, природных аристократов для занятия правительственных должностей? Аристократия же искусственная - элемент вредоносный в правительстве, и против её возвышения необходимо принять меры предосторожности. ...Я полагаю, лучшее средство здесь как раз то, которое обеспечивается всеми нашими конституциями, — предоставление гражданам права на свободные выборы и на отделение естественных аристократов от псевдоаристократов, на отделение зёрен от плевел. В целом они избирают действительно хороших и мудрых людей. В некоторых случаях богатство может подкупить, а происхождение - ослепить их, но все это не в такой мере, чтобы угрожать обществу...»

Томас Джефферсон о демократии, СПб, «Лениздат», 1992 г., с. 47-51 и 147-149.

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

+ Ваши дополнительные возможности:

Уже 16 000 подписчиков в наиболее #интеллектуальный русскоязычный видеоканал, где можно в комфортной – а не как на ТV ток-шоу – атмосфере обсуждать сложные проблемы.

Ваша свободная подписка на видеоканал VIKENT.RU 1-м кликом

Изображения в статье

  1. То́мас Дже́фферсон — американский юрист (по образованию), один из «отцов-основателей» США, 3-й Президент США, автор Декларации независимости США 1776 года / Public Domain
  2. Image by DarkmoonArt_de from Pixabay
  3. Image by Denis Hiza from Pixabay
  4. Image by Johnnie Shannon from Pixabay