Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

«Не выдержал, полез в драку». Истории осужденного и работника колонии Борисовского района

Оглавление

Из предыдущей публикации читатели узнали , как живут осужденные в исправительной колонии №14, которая расположена в поселке Новосады Борисовского района. На этот раз нам удалось побеседовать с работником учреждения, а также узнать историю осужденного, не раз нарушавшего закон. Как ограничение свободы влияет на личность человека и почему некоторые возвращаются в колонию снова и снова — в материале МЛЫН.BY.

-2

«Мог жить иначе, но не захотел»

С Дмитрием Курмазом мы знакомимся в клубе, который находится на территории колонии. Первое впечатление: перед тобой собранный, дисциплинированный, рассудительный человек. Дмитрию 43 года, из них более 10 он провел в местах лишения свободы. Несмотря на непростое прошлое, в ИК-14 осужденный на хорошем счету и даже руководит физкультурно-спортивной секцией.

— Я родился в Слуцке в обычной семье, — рассказывает Дмитрий. — Увлекался спортом, ходил в «качалку». Конец 90-х — непростое для многих время. Я попал в плохую компанию, выпивал. А после очередной драки угодил в колонию. Дмитрий помнит свои ощущения, когда впервые переступил порог исправительного учреждения.

-3

— Тогда не понимал, что происходит. Было страшно оттого, что нахожусь в местах лишения свободы. Со временем, конечно, привыкаешь к ограничениям. Потом не так боишься возвращаться за высокий забор...

Отбыв наказание, Дмитрий несколько лет вел вполне обычный образ жизни. Но старые привычки постепенно взяли верх. Когда выпивал, мог ввязаться в драку… Так он снова попал в колонию.

— После освобождения была еще одна попытка начать новую жизнь. Меня приняли в Свято-Елисаветинском монастыре: сначала работал сторожем, затем начальником охраны, — говорит Дмитрий. — Мой первый брак распался, как только я оказался в колонии. В монастыре познакомился со второй супругой. Она работала в местном кафе. Жена старалась мне помочь стать на правильный путь. Очень не хотела, чтобы меня опять забрали в колонию. Но однажды я с ней разругался, ушел из семьи. Устроился охранником на выставке. Появилось больше свободного времени, и я снова потянулся к бутылке. В съемной квартире вместе со мной жила семейная пара. Муж выпивал и частенько поколачивал супругу. Иногда ночью она стучалось ко мне в комнату и просила защиты. Пару раз помог… Однажды к хозяину приехал приятель. Мы выпивали вместе, а когда между супругами опять началась ссора, он меня начал убеждать: «Не лезь! Разберутся сами!» Я не выдержал, полез в драку. Так и оказался в ИК-14.

-4

Дмитрий говорит, что тяжелее всего в колонии ощущать ограничение свободы:

— Осенью и зимой не замечаешь, как проходит время. А весной и летом замкнутое пространство тяготит. Вокруг все яркое, зеленое. Люди загорают и купаются, а я всего этого лишен.

У Дмитрия двое детей от разных браков. Старший сын, которому сейчас 27 лет, военнослужащий.

— Особенно скучаю по семилетней дочке. Мы с ней сейчас не общаемся. Не хотелось бы, чтобы она меня видела в колонии, — говорит Дмитрий. Он признается, что, если бы удалось вернуться в прошлое, многое бы изменил.

— Я бы дал себе совет: учись, будь более сдержанным и избегай плохих компании. Мой отец был военным. Меня даже брали в суворовское училище... Я мог бы построить свою жизнь иначе, но, получается, не захотел, — рассуждает собеседник.

-5

Что касается условий содержания в ИК-14, то, по словам Дмитрия, осужденным жаловаться не на что.

— Колония — это, конечно, не пионерский лагерь. Все понимают, куда попали. Я нахожусь в исправительном учреждении, и все предпосылки для того, чтобы измениться, есть.

Глобальных планов на будущее Дмитрий Курмаз пока не строит. До освобождения ему осталось два с половиной года. Говорит, очень надеется, что больше не вернется в места лишения свободы. На свободе его ждут родные: мама, братья и сестра.

— Все, конечно, зависит от меня, — подытоживает осужденный. — Сейчас я работаю на территории жилой зоны — руковожу физкультурно-спортивной секцией, провожу соревнования. Летом вместе со всеми играю в футбол, волейбол, настольный теннис. Желающих заниматься спортом в колонии достаточно — порядка 120 человек.

-6

Иногда Дмитрий посещает церковь, исповедуется. С другими осужденными он поддерживает лишь товарищеские отношения. Друзей, по его словам, в колонии быть не может.

— В таких местах человек действительно меняется. И это я видел своими глазами. В одной колонии со мной осужденный отбывал наказание за убийство. За этот срок он стал совершенно другим, все осознал, пересмотрел свою жизнь. А главное, больше не попадал в места лишения свободы.

-7
-8
-9
-10

«Если удастся перевоспитать хотя бы одного, это уже победа»

Начальник отделения исправительной работы в отрядном звене Александр Демидюк в ИК-14 пришел служить восемь лет назад. Сначала работал вольнонаемным мастером на местном производстве. Сейчас ему 30.

— Мне предложили пройти курсы первоначальной милицейской подготовки. Позже стал начальником отряда, а потом и начальником отделения, — вспоминает Александр. — К своей работе я отношусь без формализма. Мне важно помочь человеку вернуться к нормальной жизни. А если удастся перевоспитать хотя бы одного, это уже победа.

-11
-12

Александр никогда не думал, что будет служить в правоохранительных органах, тем более — работать в местах лишения свободы. Первое время было непривычно. Молодой парень о колонии знал лишь из кино.

По его мнению, колония меняет не только осужденных, но и людей, которые с ними работают. На вопрос, допускает ли Александр мысль, что его жизнь могла бы сложиться иначе и мог бы он сам нарушить закон, отвечает так:

— Не зря говорят: от тюрьмы да от сумы не зарекайся. Тем не менее я считаю, что все зависит исключительно от самого человека. У меня есть одноклассники, которые сейчас отбывают наказание повторно. Мы ходили в один детский сад, сидели за одной партой в школе, общались в одной компании, но судьбы у всех сложились по-разному. Даже в одной и той же ситуации люди поступают по-разному. Кто-то находит мирный выход из конфликта, а кто-то лезет в драку…

-13

После работы Александр спешит домой. Его ждет любящая семья: супруга и двое сыновей.

— Сложно представить, что значит не видеть своих детей. Это ведь в жизни самое ценное. Приходишь домой, а тебе навстречу сын или дочь: «Папочка!» Дети могут удержать от неправильных поступков. Ради них стоит жить в мире и согласии и ценить свободу.

-14

Анна Халдеева

Автор фото: Павел Шнип