1,1K подписчиков

Объекты культурного наследия как фактор воспитания молодежи

Актуальность темы обусловлена тем, что огромное количество объектов культурного наследия (ОКН) представляют особую культурную и историческую ценность для всего мирового сообщества, а новые угрозы и вызовы повышают актуальность и значение военно-патриотического воспитания. Некоторые объекты культурного наследия в настоящее время находятся под угрозой исчезновения в силу ряда причин (террористические акты, вооруженные конфликты, нехватка финансовых средств у государства и т.д.). Поэтому правительства многих стран определили охрану и сохранение памятников культуры и истории в качестве приоритета своего стратегического развития. Не случайно национальный проект «Образование» актуализировал задачи воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности с использованием исторических, национально-культурных традиций и духовно-нравственных ценностей народов России.

Новые поколения не могут существовать без осознания своей идентичности. В Российской Федерации насчитывается 30 объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, более 160 тысяч объектов культурного наследия, в Республике Марий Эл их свыше тысячи.

Вопросами использования культурного наследия в воспитательных целях занимались такие ученые как С.Г. Гусева (культурное наследие как фактор воспитания молодежи), Ю.С. Путрик (культурное и природное наследие как фактор патриотического воспитания), С.Д. Бакулина (способы интеграции культурно исторического наследия в жизнь современного региона), В.И. Торговченко (памятники архитектуры как связующее звено между поколениями).

Аргументом особого внимания к сохранению исторического и культурного наследия, к памятникам истории является конституционная норма (ст. 44), которая не только открывает всем доступ к культурным ценностям, но и обязывает каждого жителя их сохранять. В структуре Министерства культуры РФ функционирует Департамент государственной охраны культурного наследия, а в Министерстве культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл – отдел по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия. Памятники культурного наследия – созданные в прошлом природными силами либо с участием человека объекты материального мира, связанные с историческими событиями и обладающие определенной культурно-исторической ценностью – должны стать основой учебно-воспитательного процесса школьников.

В соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (ОКН) можно классифицировать на три вида: памятники, ансамбли и достопримечательные места. В Республике Марий Эл зарегистрировано 1084 объекта культурного наследия. Среди них:

  • 526 объектов федерального значения: памятники 475, архитектура – 5, археология – 470, достопримечательные места – 5, ансамбли – 46 (археология);
  • 558 объектов регионального значения: памятники – 221 (архитектура), достопримечательные места – 331, ансамбли 6 (архитектура – 3, парки – 3 (рис. 1).
Рис. 1. Состав объектов культурного наследия Республики Марий Эл
Рис. 1. Состав объектов культурного наследия Республики Марий Эл

Данная инфраструктура ОКН дислоцируется в трех городах и в четырнадцати муниципальных образованиях республики. В соответствии с законом республики ОКН предоставляются в безвозмездное пользование детским общественным объединениям, общественным организациям инвалидов, благотворительным организациям, религиозным организациям, творческим союзам, образовательным и научным организациям.

Формами и методами использования ОКН в воспитательных и образовательных целях являются такие направления, как музейная педагогика, краеведение, туризм, деятельность библиотек по культурному просвещению молодежи, событийные мероприятия и фестивали, волонтерские движения, клубы по интересам, поисковые отряды.

Все это расширяет возможность межведомственного взаимодействия заинтересованных органов и организаций в учебно-воспитательном процессе и военно-патриотическом воспитании молодежи. Например, при изучении истории Великой Отечественной войны школьники:

  • возлагают цветы и чтят память погибших у мемориального ансамбля Воинской Славы;
  • ежегодно 1-го сентября учащиеся МБОУ «Гимназия № 4 им. А.С. Пушкина» г. Йошкар-Олы начинают новый учебный год у памятника Пушкину, а в день рождения поэта проводится «Пушкинский фестиваль»;
  • школьники Юринской средней школы им. С.А. Лосева, изучая на уроках истории тему «Роль исторической личности», собираются в усадьбе Шереметевых;
  • при изучении роли семьи как института гражданского общества учащиеся школ Йошкар-Олы посещают памятник «Счастливая семья» на бульваре Победы;
  • учебные занятия по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся проводятся в сквере им. Наты Бабушкиной;
  • при изучении православия, как основополагающего направления христианства, учащиеся посещают Вознесенскую церковь и Мироносицкий женский монастырь.

Положительного опыта очень много, но имеют место и факты вандализма, надругательства над объектами исторической культуры, над нашей памятью, а также пока не решен вопрос о повышении роли ОКН в учебных и воспитательных целях.

Нами проведено социологическое исследование. Выборка составила 125 человек: 25 преподавателей и 100 учащихся. Ранжирование мнений респондентов показало, что большинство (92% преподавателей и 88% учащихся) подчеркнули историческую и культурную значимость объектов культурного наследия, культурную значимость отметили 76% молодежи и 60% преподавателей. Каждый пятый представитель молодежи и каждый пятый преподаватель считают объекты культурного наследия фактором патриотического воспитания. Воспитательную и образовательную ценность указали соответственно 40 и 28% молодежи, тогда как количество преподавателей, отметивших данные варианты ответов, значительно ниже – 24 и 16% соответственно (рис. 2).

Рис. 2. Ранжирование мнений респондентов о ценности сохранения культурного наследия
Рис. 2. Ранжирование мнений респондентов о ценности сохранения культурного наследия

Оценивая состояние культуры и воспитания молодежи в республике, ответы «положительно» и «посредственно» выбрало одинаковое количество преподавателей (по 48%), 4% респондентов этой группы указали ответ «отрицательно». Среди опрошенных представителей молодежи более половины отметили «посредственно», треть –«положительно», 12% – «отрицательно». Опрос показал, что молодежь более критично оценивают состояние культуры и воспитания молодежи (рис. 3).

Рис. 3 Ранжирование мнений респондентов о состоянии культуры и воспитания молодежи в республике
Рис. 3 Ранжирование мнений респондентов о состоянии культуры и воспитания молодежи в республике

Почти половина респондентов из числа молодежи (48%) указала на слабое использование объектов культурного наследия в учебно-воспитательных целях, такое же мнение высказали 12% преподавателей. На проблему уничтожения объектов культурного наследия указали 60% представителей молодежи и в два раза меньше преподавателей (32%). Наличие фактов вандализма и надругательства в качестве существенных проблем в исследуемой сфере отметили 40% опрошенной молодежи и 36% преподавателей. В целом, опрос показал, что в данной сфере существуют проблемы, которые требуют скорейшего разрешения (рис. 4).

Рис. 4. Ранжирование мнений респондентов о проблемах в сфере сохранения ОКН
Рис. 4. Ранжирование мнений респондентов о проблемах в сфере сохранения ОКН

Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Какие формы вы считаете наиболее значимыми в воспитании молодежи?». Среди молодежи почти три четверти (72%) ответили, что это посещение музеев и театров, 52% выбрали чтение книг и общение с семьей, 24% отметили посещение спортивных мероприятий. Более половины преподавателей (56%) подчеркнули значимость тесного общения с семьей в качестве главного фактора культурного развития и воспитания школьников; треть опрошенных преподавателей указала на роль чтения книг и посещения культурных заведений (театров, музеев и пр.), а посещение спортивных мероприятий данная группа не упомянула ни разу (рис. 5).

Рис. 5. Ранжирование мнений респондентов о влиянии различных форм на культурное развитие молодежи
Рис. 5. Ранжирование мнений респондентов о влиянии различных форм на культурное развитие молодежи

Для повышения роли объектов культурного наследия в учебно-воспитательном и культурном развитии школьников, по нашему мнению, целесообразно принять следующие меры:

  • развивать межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти, учреждений культуры, образования, туризма, бизнес-структур и собственников объектов культурного наследия;
  • предусмотреть дополнительное учебное время для изучения исторических и национальных традиций в соответствии с национальным проектом «Культура», улучшить воспитание школьников на основе духовных ценностей народов России, в том числе мари;
  • продолжить проведение практических учебных занятий с выходом на территорию объектов культурного наследия;
  • включить в программы всех туристических маршрутов объекты культурного наследия федерального и регионального значения;
  • развивать социальное партнерство с волонтерскими организациями, сохранять историческую первозданность объектов, пропагандировать их роль в воспитании молодежи, бороться с фактами надругательства и вандализма.

Названные меры позволят решать задачи воспитания личности, ее социальной активности, способности не только использовать культурную среду, но и защищать и охранять ее; отслеживать разрешение конфликтных ситуаций, связанных с сохранением объектов культурного наследия.