Найти тему
История без мифологии

Севастополь Укрепления Первой мировой (1907-1917).

В строительстве береговых батарей 1904-1917г. четко различаются три периода. Первый связан с русско-японской войной, второй период связан с принятием нового плана обустройства Севастопольской крепости в 1910 году, третий связан с 1-й мировой войной и принятием нового плана обустройства крепости в 1913 году.

-2
-3

Некоторые укрепления, относящиеся к разным проектам, строились почти одновременно, но именно в 1904-1917г. в крепостной архитектуре происходят явно видимые изменения. Прежде всего, в рассматриваемый период в Севастополе возводится ряд береговых батарей, обладающих общими чертами. Особенностями конструкции береговых батарей, постройки 1904-17 г.г. являются:

1. Существенное увеличение расстояния между орудиями

2. Расположение погребов боезапаса только в одном уровне и изменение способов подачи боезапаса к орудиям.

3. Применение траверсов на всех возводимых батареях

4. Появление подбрустверной галереи (на батареях, построенных после 1907года),

5. Изменение формы траверсов, отказ от парных двориков, появление коленчатых сквозников и др. элементов архитектуры.

Все эти изменения связаны с развитием техники, появлением новых типов орудий и.т.д. Каждая батарея имела свои конструктивные особенности, связанные с калибром, размещением орудий, расположением батареи, но общая идеология батарей, (калибром менее 12 дюймов) была общей.

Орудия размещались в отдельных орудийных двориках, прикрытых с фронта бетонным бруствером с подбрустверной галереей. Погреба боезапаса размещались в бетонных траверсах, прикрывающих орудия с флангов. Подача боезапаса производилась цепными талями, которые, чаще всего, перемещались по монорельсу, проложенному под потолком каземата. Подача зарядов и снарядов для крупнокалиберных орудий производилась через специальные окна подачи. Для малокалиберных орудий подача производилась через выходы из погребов к орудиям. Батареи 1904-07г.г. строились, в основном, в пределах старых границ Севастопольской крепости.

К этому периоду условно можно отнести батареи № 2,4 и временную батарею на Херсонесском городище. Все эти батареи были вооружены 6-дм пушками системы Канэ. Но, батареи под орудия этой системы, построенные уже после Русско-Японской войны, имеют несколько иную архитектуру.

В пределах прежнего сухопутного обвода крепости планировали строить и 10 дм батареи, однако, опыт Порт-Артура, заставил пересмотреть план размещения батарей и укреплений. С учетом опыта боевых действий, было принято решение о строительстве трех 10 дм. батарей № 15,16 и 17. Кроме того, планировалось строительство еще одной 6 дм батареи №14 для переноса Херсонесской батареи - времянки.

-4
-5
-6

10-дм орудиям отводилась роль главного калибра крепости. Батареи стали оборудовать прожекторами, принудительной электрической вентиляцией и внутренним электрическим освещением. В их задачу входило удержание линейных кораблей противника на дистанциях, не допускающих обстрел города и порта. В связи с этим эти батареи были вынесены за предел сухопутного обвода крепости.

-7

Учитывая это обстоятельство, батареи были окружены земляными укреплениями на манер фортов, а для их обороны были предусмотрены пулеметы и противоштурмовые орудия.

Батарея №15, расположенная в районе современного парка Победы, вместе с батареей №16, расположенной в районе устья Бельбека закрывали подход к Севастопольской гавани. Дополняла систему батарей крупного калибра батарея №10, вооруженная 8-ю устаревшими, но достаточно мощными 11-дм орудиями образца 1887г.

Однако строительство 10дм батарей растянулось еще на несколько лет. К 1910 году была введена в строй только батарея № 15 на 4 шт. 10-дм орудий. К 1912 году завершили строительство батареи № 16, а батарея № 17, располагавшаяся на мысу Херсонес, вообще достроена не была. Ее сначала хотели переоснастить американскими орудиями, компании «Бэтлехем стилл», и, по мнению ряда авторов, орудия даже устанавливались, но по другим документам, эти орудия даже «не доехали» до Севастополя, а раскопки на 17-й батарее дали достаточно интересные результаты, о которых мы расскажем чуть позже.

Батареи среднего калибра, были вооружены 6-дм пушками Канэ. Шестидюймовые батареи № 14, 2, 4, предназначенные для борьбы с крейсерами противника, располагались ближе ко входу в бухту. Роль противоминного калибра отводилась четырем батареям, вооруженным 75-мм пушками Канэ. Батареи располагались непосредственно при входе в бухту.

Батарея на мысу Константиновский была перенесена на массив 5-й батареи, а, батарея на Александровском мысу «переехала» на бывшие позиции пушек Норденфельда.

остатки фундамента 75-мм Канэ на 5-й батарее
остатки фундамента 75-мм Канэ на 5-й батарее

Новый виток гонки вооружений и обострение отношений перед Первой Мировой войной послужили толчком к укреплению Севастополя. Это было вызвано тем, что во флотах ведущих держав появились линейные корабли, вооруженные орудиями с дальностью стрельбы свыше 20км, что сделало 10-дм батареи, с их 18 км дальностью стрельбы неэффективными.

Увеличились размеры эскадренных миноносцев, усилилось их вооружение. Увеличение размеров, скорости и вооружения эскадренных миноносцев потенциального противника привело к тому, что противоминный калибр Севастопольской крепости был признан неэффективным. Было принято решение перевооружить противоминные батареи на 120-мм пушки ОСЗ-Виккерса.

Результатом сближения политики России и Англии стало появление новых орудий. Так, например, 120/50 мм орудия были разработаны фирмой "Виккерс" (Великобритания) и появились в Российском Императорском флоте в результате сотрудничества Морского ведомства с этой фирмой. Первые 120/50-мм пушки Виккерса доставили в Россию в начале 1905 года для Военного ведомства. Позже их назвали 120/50-мм орудиями I образца. Затем фирма "Виккерс" изготовила 20 120/50-мм пушек для броненосного крейсера "Рюрик", и было начато производство 120/50-мм орудий на ОСЗ по заказам Морского и Сухопутного ведомств.

Причем в телах морских и сухопутных орудий существенных различий не было, несколько отличались лишь конструкции станков. Сухопутные орудия и орудия "Рюрика", изготовленные ОСЗ, называли орудиями II образца. С 1 августа 1908 по 1 января 1918г ОСЗ сдал Морскому ведомству 170 120/50-мм пушек, и еще около 20 орудий оставались на заводе почти готовыми. Часть из них сдали в 1921 — 1924 годах. 64 орудия установили на 4-х балтийских дредноутах, 32 — на мониторах типа "Шквал", 4— на двух КЛ типа "Сивуч" Выпуск 120/50 мм орудий продолжался и после революции. К началу Великой Отечественной войны ВМФ СССР располагал по разным данным 100 - 110 такими орудиями. На линкорах типа "Севастополь" они остались в качестве орудий противоминного калибра. К 22 июня 1941г на вооружении ВМФ насчитывалось 110 120/50-мм пушек (бывших Морского и Военного ведомств). Из них 39 — на БФ, 20 — на ЧФ, 24 - на Амурской флотилии Как казематные, так и башенные установки снабжались прицелом Обуховского завода образца 1913 г. 120/50-мм морские пушки устанавливались на станки на центральном штыре. Компрессор гидравлический, накатник пружинный. Подъемный механизм секторный. Поворотный механизм червячного типа. Толщина броневого щита 76мм. Угол ВН -10гр....+20гр.. Угол ГН 360гр.. Скорость ВН 3,5 град/с, скорость ГН 6 - 8 град/с. Длина отката 272 - 290 мм. Высота оси ствола от основания тумбы 1117мм. Вес откатных частей 3300кг. Вес щита 1855кг. Полный вес установки 8700 кг.

В 1912 году батарея на фланге 9-й получила новое вооружение. Кроме того, рядом с двумя 10-дм батареями №15 и 16 были построены две 120-мм батареи (№ 23 и 24). В задачу этих батарей, кроме борьбы с эсминцами противника входило противодействие десантам противника в районе этих батарей, а так же защита боновых и минных заграждений.

В 1913 году в связи с угрозой новой войны была разработана "Большая программа" по усилению вооруженных сил; важное место в ней отводилось артиллерии. Было начато строительство дополнительного фронта крепости на участке берега от мыса Херсонес до Балаклавы. Расширение приморского фронта батарей потребовало строительства новых сухопутных укреплений, которые бы прикрывали Севастопольскую крепость с суши. В связи с этим, был принят новый проект строительства сухопутных укреплений на флангах Приморского фронта. От строительства нового обвода, охватывающего всю территорию крепости, из-за недостатка финансирования вынуждены были отказаться. Мотивировалось это тем, что дальность стрельбы сухопутных осадных орудий была намного меньше 20-ти километров.

Предлагалось несколько вариантов строительства укреплений, однако ни один из них одобрения не получил. Ради интереса, стоит отметить, что впоследствии, рубежи, намеченные для сухопутного обвода, в 1912-м году были во многом использованы при проектировании оборонительных сооружений в 1941-м. Несмотря на то, что утвердили строительство укреплений только на флангах дополнительного Приморского фронта крепости, вполне вероятно, что позднее принималось решение и об изменении этого проекта, и о начале строительства обвода вокруг крепости. В пользу этого факта говорит начало разметочных работ на холме Канробера, на месте 1-го Турецкого редута, а так же на горе Гасфорта. Кроме того, в 1914-15г.г. у подножья горы Гасфорта строится казарма для размещения личного состава. Приблизительно в это же время были построены казармы, недалеко от хутора Дергачи. Все эти сооружения четко вписываются в один из предложенных проектов сухопутного обвода, по которому укрепления шли от фортов Балаклавской группы к горе Гасфорта, затем вдоль Федюхиных высот к скатам Сапун-горы и далее к бухте у Инкерманского болота.

Фланги Приморского фронта Севастопольской крепости было решено усилить 12-дм. башенными батареями № 25 и 26 в районе Бельбека и мыса Херсонес, для по противодействия дредноутам противника. Каждая батарея должна была иметь на вооружении 4шт. 12-дм. орудий, размещенных в двух башнях. Правда, турецкий флот не обладал такими кораблями, поэтому, калибр 10дм казался достаточным. "Покупка" перед войной Турцией линейного крейсера "Султан Селим Явуз" ("Гебен") осложнила ситуацию на Черном море. Линейный крейсер, а, по сути, дредноут, обладал дальнобойными и крупнокалиберными орудиями, способными вести обстрел Севастополя с дальней дистанции. Появление у Турции линейного крейсера заставило в срочно порядке пересмотреть эти взгляды. Угроза из гипотетической, стала реальной.

В новой программе 1913г. были устранены и другие недостатки. Батареи дополнительного фронта крепости разместили по побережью так, чтобы исключить обстрел Севастополя даже с максимальной дистанции. В связи с удаленностью от основного обвода крепости батареи нового поколения строились, как форты, с системой сухопутной обороны, оснащенной полевыми орудиями и пулеметами, рвом, валом и противоштурмовой решеткой. Для полевых орудий и пулеметов Максима на высоком колесном станке, предусматривались укрытия в массиве батареи (обычно в сквозниках выходов). Несмотря на то, что часть батарей дополнительного фронта была вооружена старыми 11 дм орудиями 1887г. Конструкция массивов батарей и их оснащение были новыми, на батареях предусматривались генераторы, вентиляция и прожектора. Кроме орудий 1887г., стоявших на вооружении батарей № 19 и 21, батареи дополнительного фронта планировали вооружить 6-дм пушками Канэ. (батареи № 18, 20, 22). В Севастополе появились противоаэропланные батареи, защищавшие места стоянок кораблей Черноморского флота. Они были составлены из 75мм пушек системы Канэ, снятых с противоминных батарей.

Крепость имела солидное вооружение, но единственное боевое столкновение с "Гебеном", получившее название "севастопольская побудка", показала полную неготовность Севастопольской крепости противостоять противнику. Минное заграждение включить так и не успели (15 минут крейсер маневрировал на русских минах), в ходе стрельбы произошел взрыв зарядов на 16-й батарее (некоторые авторы пишут о разрыве ствола орудия, но эта информация пока не подтверждается). Рейд "Гебена" заставил ускорить строительство береговых укреплений. Строительство 12-дм батарей шло ударными темпами до 1915 года, однако затем темпы строительства снизились. Это было связано с тем, что в строй вошли черноморские дредноуты, нейтрализовавшие угрозу Севастополю со стороны "Гебена".

Батареи дополнительного фронта строились в течение всей войны, и находились в высокой степени готовности. Однако орудия на большинстве из них установить так и не успели. Не было станков. К орудиям 1887г., массивы батарей которых к 1917 году были практически полностью готовы, не поступили лафеты, а массивы батарей под 152-мм пушки Канэ так и не успели достроить. По состоянию на 1917 год готовность батарей дополнительного фронта была следующей. Были практически завершены работы на батареях № 21 и 19, готовность батареи № 22 над Балаклавой составляла 80%, готовность батареи № 18 составляла 40%, готовность батареи № 20 составляла 75%. Укрепления-то были, а пушек становилось все меньше.

Если сравнить количество орудий по состоянию на начало войны и на 1.07. 1917г. То можно сделать вывод, что во время первой мировой войны многие орудия были вывезены из Севастополя на другие участки.

На 1.07 1914г. числились:

-12 шт. 11 дм пушек 1887г.

-8 шт. 11-дм пушек ОСЗ образца 1877г.

-3 шт. 11 дм пушек Круппа, образца 1877г.

-11 шт. 11 дм пушек Круппа образца 1867г.

-12 шт. 10 дм пушек образца 1895г.

-12 шт. 9-дм. пушек, образца 1867г.

-22 шт. 6 дм пушек Канэ

-8 шт. 120мм пушек ОСЗ-Виккерса

-20 шт. 3дм(76мм) образца 1900г.

-15 шт. 57мм пушка Норденфельда

-16 шт. 11 дм мортир

-43 шт. 9 дм мортиры

На 1.07. 1917года

-12шт. 11 дм пушек 1887г.

-4 шт. 11-дм пушек ОСЗ образца 1877г.

-3 шт. 11 дм пушек Круппа, образца 1877г.

-11 шт. 11 дм пушек Круппа образца 1867г.

-6 шт. 10 дм пушек образца 1895г.

-4 шт. 9-дм. пушек, образца 1867г.

-10 шт. 6 дм пушек Канэ

-12 шт. 120мм пушек ОСЗ-Виккерса

-20 шт. 3дм(76мм) образца 1900г.

-1 шт. 57мм пушка Норденфельда

-16 шт. 11 дм мортир

-3 шт. 9 дм мортиры

Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что за три года, из Севастополя убыли 6 шт. 10 дм орудий, 40 шт. 9-дм мортир, 14 шт. пушек Норденфельда и 12шт. 6-дм пушек Канэ (в Одессу и Рени). По состоянию на 1. 10. 1917г. На батареях Севастополя были установлены

4 шт. 11 дм. орудий образца 1887г.

6 шт. 10 дм орудий обр.1895г. (по 3 шт. на батареях № 15 и 16)

10 шт. пушек Канэ (на батареях № 4, 2 и 14)

12 шт. 120-мм орудий (№23,24,9)

16 шт. 11-дм мортир (батареи № 3 и 12)

4 шт. 9-дм мортиры (на батарее № 7)

Остальные орудия находились на складах особого запаса (предназначенного для десанта в районе турецких проливов). В крепости числились и 20 шт. 76мм орудий, образца 1900г. Они предназначались для вооружения фортов сухопутной обороны.

Форт нового проекта представлял собой кольцевой стрелковый окоп вокруг вершины высоты. Фронтальная стена окопа имела длинные ступени для стрелков. Ширина его была такой, чтобы по его дну могло перемещаться полевое 76,2-мм противоштурмовое орудие. В горжевой части форта располагались бетонные казематы оборонительных казарм.

До настоящего времени, в более или менее завершенном состоянии сохранились три форта и один люнет Два форта и один недостроенный люнет находятся над Балаклавской бухтой южнее и восточнее ее. Еще один форт сохранился в районе Бельбекской долины.

В ходе разведок на местности удалось выявить достаточно много земляных укреплений, которые, однако, не представляют собой единой сплошной линии. Тем не менее определенные рубежи прослеживаются. Удалось выявить окопы характерной формы в районе устья Качи, на высоте Каячик-Бурун, плато Кара-Тау, далее вдоль хребта Кымыр-Кая, скатов Мекензиевского плато до долины Кара-Коба и г. Читаретир. Далее линия окопов не прослеживается, но продолжение этого рубежа обнаруживается на скатах Сапун-горы, высоты Карагач, высоты Горная. Отдельные позиции, не связанные общим планом были найдены в Байдарской долине. Характерной особенностью окопов того времени, является их форма. Окопы имеют небольшие траверсы, сложенные из камня или вид цепочки: «…прямоугольник-перемычка-прямоугольник-перемычка…»

Во многом, оборонительные рубежи Второй обороны Севастополя использовали укрепления Первой мировой, и рубежи, намеченные еще до революции.