Московские леса — главное богатство нашей столицы. Около 12% территории столицы занимают самые разнообразные лесные массивы. Таким наследством не может похвастаться ни один сопоставимый по размеру европейский город.
Но что произошло с нашим лесом за последние 10 лет? По данным Рослесхоза, объемы незаконных вырубок в 2015 году по России составляли 1 млн 208 тыс. кубометров — мизерное число по сравнению с законными объемами вырубки. За период 2016-2017 годов разрешенный объем вырубки для нужд строительства на территории РФ составлял 170 миллионов кубометров леса.
О том, как происходит “законная вырубка” москвичи знают давно. 1 марта 2010 года Верховный суд РФ признал законной вырубку 150 гектаров Химкинского леса для строительства платной дороги Москва — Санкт-Петербург. Один из крупнейших лесов Московской области оказался рассечен и фрагментирован.
21 марта 2012 года началась вырубка 12 гектаров Цаговского леса для строительства дороги от трассы “Урал-5” до подмосковного Жуковского — чуть менее 9% площади. Вырубка леса была признана законной.
В ночь на 29 декабря 2016 года в парке “Кусково” было вырублено 10 гектаров леса для прокладки Северо-Восточной хорды. За законностью вырубки следили десятки полицейских в сопровождении семи автозаков.
Каждая трасса, уничтожающая часть леса, ставит под угрозу всю хрупкую экологическую среду. Разрубленный на части лес начинает стремительно деградировать — нарушение естественной площади обитания животных приводит к резкому сокращению популяций, концентрированная вырубка сокращает возможности деревьев для дальнейшего роста, делая новые поколения растений ниже и слабее.
Большие зеленые легкие всего района становятся несколькими маленькими лесами. Привычные прогулочные и спортивные маршруты жителей оказываются навсегда перерезанными четырьмя, а то и шестью полосами асфальта и бетона.
После каждой новой вырубки власти выделяют миллионы рублей компенсаций экологического вреда. Огромные суммы идут на высадку деревьев в километрах от зоны вырубки, но ни один рубль так и не доходит до пострадавших жителей района.
Ещё лучшую форму “компенсации” предложило Министерство природы — взамен 140 гектаров Национального парка Лосиный остров, которые планируется вырубить в этом году для реконструкции Щелковского шоссе, Министерство присоединит 1600 гектаров Горенского и Монинского лесничеств, отделенных от Лосиного острова функционирующим Щелковским шоссе и городом Щелково.
7 декабря прошлого года Департаментом развития новых территорий Москвы десятки гектаров Троицкого леса были приговорены к вырубке ради застройки — среди прочего на этой территории планируется строительства крупнейшей в Москве школы на 2100 мест и четырехполосной дороги.
1 марта уже этого года началась вырубка Ульяновского лесопарка в Ново-Переделкино. Строительство автомагистрали Солнцево-Бутово-Видное требует уничтожения порядка 10% леса, приведет к его разделению на 5 частей и, фактически, уничтожит экосистему зеленого массива.
Проблема вырубки Московских лесов — системная. Зеленый пояс столицы стремительно теряет силы под натиском застройщиков и городских властей. И кто знает, чем это обернется для всех нас.
Нет никакой гарантии, что через десять лет в Москве вообще останутся леса. Но опускать руки нельзя и потому наша команда продолжает сбор подписей в защиту Ульяновского леса в Солнцево и Ново-Переделкино. Надеемся, что у нас получится добиться сохранения лесопарка. И что вместе мы сможем остановить уничтожение нашей природы.