Юридический триллер, основанный на реальных событиях, где солирует Марк Руффало, а Тим Роббинс, Энн Хэтэуэй и Билл Пуллман выступают у него на подтанцовке – это пожалуй, лучшее, что я видела за последнее время. История эта во многом пересекается с сюжетом «Эрин Брокович», хотя выводы, которые напрашиваются после просмотра «Темных вод» (2019 г.), носят более глобальный масштаб: зачем нам ковид, если человечество и само отлично справляется со своим истреблением?..
Руффало играет адвоката Роберта Билотта из Огайо, который благодаря своему усердию дослужился до партнера в родной фирме. Теперь Робу вполне можно было бы почивать на лаврах, перекладывая бумажки на столе и гоняя секретаршу за кофе или чаем, но не тут-то было!.. У него на пороге оказывается фермер из Западной Вирджинии, который вручает Билотту коробку с архивом видеокассет, где запечатлены не самые радостные события из будней землевладельца, а именно – прeпaрирoвaние сдoxших коров. По свидетельствам визитера, городок, где проживает не только он, но и бабушка самого Роберта, находится на грани экологической катастрофы по милости химической компании Дюпон. И пoчившиe Буренки и Зорьки, которые теряют аппетит, зубы и разум, – это лишь вершина айсберга.
Пораскинув мозгами, Билотт решает все-таки проведать бабушку, а затем навестить и самого фермера в его фермерских угодьях. Фермер же, воспользовавшись случаем, тут же ведет Роба на экскурсию, на пастбище, где вместо пасущегося стада – пoгoст из некогда пасущегося стада. А на втором плане маячит свалка с отходами, чью концерагенность и предстоит установить Билотту…
В основу сюжета фильма «Темные воды» положена статья из The New York Times Magazine под названием «Адвокат, который стал самым страшным кошмаром Дюпон». Но справедливости ради надо отметить, что и для Роберта иск против Дюпон тоже стал еще тем кошмаром… Судебные тяжбы, систематизация архивных бумаг, сбор сведений от пострадавших и самое массовое тестирование населения на онкомаркеры – все это растянется более чем на 20 лет, которые режиссер Тодд Хейнс постарается аккуратно уложить в 2 часа экранного времени. За это время Билотт успеет оказаться и на гране разорения, и на больничной койке с микроинсультом. Вероятно, любой другой на его месте, сдался бы на полпути, но Роберт каким-то чудом выстоял благодаря врожденной порядочности, педантичности, скрупулезности, верной жене (Энн Хэтэуэй) и терпеливому руководителю (Тим Роббинс)...
Сама картина снята в приглушенных тонах и носит неспешный повествовательный характер: герои представляют собой обычных людей без каких-либо двойных или тройных бэкграундов – тем удивительней, что эта история из юридического прецедента выросла в убедительную мощную драму. Да, пусть это не самое великое и не самое искусное кино, но именно в том, как буднично и побытовому преподносятся факты сокрытия правонарушений огромными корпорациями, и состоит весь ужас происходящего. Принципы «после нас хоть потоп…» и «деньги не пыхнут…», увы, действительно во многом определяют развитие бизнеса в любой из отраслей, какую ни возьми...
Например, уже давно изобретен и внедрен в ограниченное производство двигатель на водороде, который позволил бы значительно снизить уровень загрязнения атмосферы и сократить добычу ископаемого топлива. Но нефтяные магнаты и страны, чья политика строится на продаже природных ресурсов, отчего-то совсем не заинтересованы в переходе на водород. – Тем ценней истории вроде «Темных вод», которые я обязала бы показывать как детям на уроках ОБЖ, так и дипломатам на саммитах ООН!
Как говаривал один из героев: «Будущее не определено. Нет судьбы, кроме той, что мы творим сами». Но если мы продолжим творить то, что творим, у нас останется довольно мало шансов на будущее.