Найти тему
Siva Evstratov

«Сравнение фильма ,,There Will Be Blood’’ с первоисточником ,,Oil!’’»

1 глава.

Перед началом анализа фильма нужно сказать, что название «Нефть» недостоверно и придумано российскими прокатчиками, которые, видимо, решили дать такое название фильму, исходя из первоисточника.

Настоящее же название фильма ,,There Will Be Blood’’, что переводится с английского языка как «И будет кровь». «И будет кровь»-это цитата из второй книги Ветхого Завета, Исход 7:19. В этой книге повествуется об освобождение еврейского народа из египетского рабства, а полная цитата звучит так: ,, И сказал Господь Моисею: скажи Аарону [брату твоему]: возьми жезл твой [в руку твою] и простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище вод их, — и превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской и в деревянных и в каменных сосудах.’’ Само действие Аарона является 1 казнью из «Десяти казней египетских» (Десять казней египетских’’ начались из-за того, что египетский фараон отказывался отпустить сынов Израилевых из рабства.), а именно наказание кровью. Итогом данного наказания стало то, что: ,,Вся вода в реке превратилась в кровь, (7:20) и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской (7:21).

Наказание кровью.
Наказание кровью.

И к этому наказанию мы ещё вернёмся позже. А сейчас начнём анализ картины. Обычно, все фильмы снимаются по неким канонам «хорошего» кино: это обязательно должен быть трёхактный фильм (это классическая структура драматургического произведения, подразумевающая его деление на три части (или акта), в каждом из которых последовательно развивается ход событий и раскрывается художественный замысел произведения.), но важно, чтобы герой, вокруг которого строится сюжет менялся к концу каждого акта. Также в «хорошем» кино важно, чтобы сюжет доносил до зрителя мысль, которая как минимум могла бы заставить его задуматься. Последним же каноном является стилистика фильма (узнаваемые техники съемки, которые включают в себя: звук, мизансцену, диалоги, монтаж и т.д.)

Но все понимают, что кино-это вещь исключительно субъективная, и всякий человек может для себя возвысить какой-то канон перед другим. И манифест «Догмы-95», написанный датскими кинорежиссёрами Ларсом Фон Триером и Томасом Винтербергом, доказывает сей факт. В «Догме-95» (которую можно прочитать в русском варианте в журнале или на сайте «Искусство кино») главные идеи-это выступать против иллюзии в кино, выдвигая набор неоспоримых правил, известных как обет целомудрия (обет целомудрия включает в себя 10 правил, которые должны соблюдать режиссёры-последователи.)

Манифест "Догмы-95".
Манифест "Догмы-95".

В свою же очередь, Пол Томас Андерсон всю свою карьеру соблюдает баланс между тремя канонами, и фильм «И будет кровь» не стал исключением. Этот фильм, как отметил Антон Долин в своей рецензии, начинается с эстетских съёмок того, как одинокий мужчина долбит своей киркой породу в поисках серебра и в конечном итоге-находит и продаёт. Далее уже не один, а в компании с единомышленниками, Дениел Плейнвью ищет нефть, понимая, что в набирающую ход эпоху индустриализации можно стать миллионером благодаря «чёрному золоту», и он снова добивается успеха в своём ремесле. Далее после 14 минут безмолвия, мы наконец слышим речь главного героя-монолог уже состоявшегося нефтедобытчика, который вместе со своим приёмным сыном, взятого под ,,крыло’’ после гибели одного из своих коллег в начале фильма, пытается договорится об аренде с владельцами земель, с целью дальнейшего дренирования ,,Я нефтяник, но я и семьянин’’-это единственная, прямая цитата, которая фигурировала в романе Синклера. В итоге, не без помощи миловидности Эйч Даблъю, а именно так зовут его сына, Дениел завладевает землёй. Но дальше к Дениелу поворачивается лицом удача-Пол Сандей, сын владельца ранчо в Маленьком Бостоне, рассказывает о том, что на их участке буквально из земли выходит нефть, и Плейнвью вскоре «бьёт по рукам», и, как оказалось, Пол не наврал, Маленький Бостон и правда кишит «чёрным золотом» и по факту, фильм на этом можно заканчивать, ведь история про человека, ищущего нефть, закономерно пришла к своему концу.

Также Антон Долин всё в том же тексте написал что, прелесть картины, созданной Полом Томасом Андерсоном, в том, что её можно разделить на две части истории про нефтедобытчика: 1 часть-история человека, который собственным трудом нашёл нефть, и как следствие, разбогател; 2 часть-история человека, чей целью уже не является заработок денег как таковой, ведь ему в дальнейшем предложат миллион долларов за его земли, но он откажется. Вторая часть-это история про человека главной мотивацией, которого является жажда лидерства и превосходства над конкурентами, а это уже «два столба» индустриализации. И катализатором этой теории является отказ от сына, который стал глухим во время аварии нефтяной вышки, а ведь это отказ от приемника. И режиссёр подчёркивает переход от первой части, ко второй, моментом, когда Дениел Плейнвью, знающий, что его сын получил травму, наслаждается фактом того, что под ним находится «океан нефти», а узнать, что с Эйч Даблъю, приказывает своему подчинённому.

Кадр из фильма "Нефть".
Кадр из фильма "Нефть".

После этого начинается вторая часть, часть, где из амбициозного нефтедобытчика Дениел превращается в безжалостного мизантропа, и если в 1 части он сей факт успешно скрывал, то после того, как Эйч Даблъю потерял слух, у него уже не было причин под какого-то подстраиваться, ведь скважина, которая в неделю выдавала множество баррелей под его контролем, люди из Маленького Бостона поддерживают и доверяют Дениелу, а если у него и есть противники, то они слишком слабы по сравнению с нефтяным магнатом, как в ментальном, так и в экономическом плане. Ярким примером такого человека является номинальная глава семьи Сандей-Эйбел Сандей. Этот уже немолодой мужчина, отец четырёх детей, как оказывается бьёт свою младшую дочь Мэри за то, что она не молится вместе со всеми. Дениел решил эту проблему довольно элегантно-Эйч Даблъю и Мэри очень хорошо общаются между собой, к слову, именно от своего сына Дениел Плейнвью узнаёт об личном деле отца и дочери, и Дениел берёт девочку под своё крыло: покупает ей новое платье, ухаживает за ней, и демонстративно, перед Эйбелом Сандей спрашивает у девочки, не бьёт ли её отец, а также говорит, что он не даст её в обиду. То есть, Дениел Плейнвью своими действиями говорит мол, Вы Эйбел, никак не сможете мне противостоять, ведь даже Вашу дочь я взял под свой контроль.

Кадр из фильма "Нефть".
Кадр из фильма "Нефть".

Как я ранее отметил, Эйбел Сандей-это лишь номинальная глава семьи, потому что фактически таковым является Илай Сандей. Роджер Эберт-американский кинокритик, отметил, что Илай-проповедник, который аналогично с Плейнвью хочет иметь власть над людьми. И в этом есть смысл, но Плейнвью выбрал путь добычи нефти, которая в период конца XIX века и начала XX, стала очень востребованной, в связи с распространением двигателей внутреннего сгорания. Илай же пошёл по религиозному пути, который в начале XX века стал очень прибыльным. А стал он таковым в связи с двумя основными факторов: после гражданской войны в Америке произошёл сильный рост населения, людьми из религиозных регионов Старого света. Помимо этого, после Первой мировой войны стало больше людей, идущих в церковь за искуплением, советом, крещением и т.д. На протяжение всей второй части картины мы видим противостояние мизантропического, алчного нефтяного магната и не менее алчного, лицемерного проповедника, оба жаждут власти, и оба презирают друг друга.

Невнимательный зритель может подумать, что их соперничество началось с момента заключения сделки о покупке земли между Эйбелом и Дениелом, ведь они уже договорились на 3700 долларов, но Илай вмешался и речь уже шла не только о 37 сотнях за землю, а ещё о 5000 долларах для церковь молодого проповедника. Но, отнюдь, это не так, ведь как нам позже станет ясно, Дениел так и не выплатит эту сумму. Точкой отсчёта их соперничества стали две трагедии, показанные нам в двух действиях-первой трагедией стала смерть работника Джо Ганды во время исполнения своих обязанностей, а второй трагедией стал раннее упомянутый недуг Эйч Даблъю. После этого несчастья нефтяник срывается и избивает Илая, по ходу дела окуная последнего в лужу «чёрного золота» тем самым как бы показывая, что в этой битве нефть взяла верх над религией. После этого Илай жестоко избивает своего отца, и этот момент показывает, что он только хочет верит в факт того, что он сильнее Плейнвью, хотя это не так.

Кадр из фильма "Нефть".
Кадр из фильма "Нефть".

Следующая их стычка-это изгнание дьявола из души Дениела, во время этой церемонии Илай бьёт нефтяника, обливает водой и самое главное, заставляет его признаться во всех своих грехах: в жажде крови и в том, что Дениел отправил своего сына в школу для глухих, и тем самым бросил его. И кажется, что Илай победил Плейнвью в этой битве, но нефтяник согласился на эту церемонию ради получения участка мистера Бэнди, который поставил ультиматум. А заключительным этапом в их противостояние стала концовка фильма: Илай, разорившийся во время Великой депрессии, пришёл за помощью к своему заклятому врагу, тем самым только подтвердив свою слабость, и Дениел был готов помочь проповеднику только с одним условием-Илай должен был громко закричать «Я лжепророк, а вера в Бога глупое суеверие!» услышав то, что Плейнвью знал с самого начала, он убивает Илая. Примечательно, что в фильме, где было показано много смертей и драк, только из Илая льётся кровь.

Кадр из фильма "Нефть".
Кадр из фильма "Нефть".

Как было сказано раннее, во второй части из рассудительного, в меру алчного нефтяника перед нами воцарил человек, которого предал свой сын, в будущем создавший собственную нефтяную кампанию, и бесспорно, можно говорить о том, что Плейнвью первый бросил своего сына, но это будет бесчеловечно к самому Дениелу, ведь он любил Эйч Даблъю, как собственного сына, и полюбить какого-то так же он так и не смог. Конечно, во второй части ещё появиться родной брат Дениела-Генри, но окажется, что он самозванец. И его отстранённость в вопросах про добычу нефти, его любовь к гуляниям-всё это наталкивало на мысль о ложности его сведений. Дениела на протяжение всего фильма окружали люди, которые ничего не достигли в своей жизни, и все свои проблемы возлагают на волю Божью, а если и были добившиеся успеха юристы, нефтяники, экономисты, то они все слишком лицемерные и сами никогда не искали собственными руками серебро, а потом и нефть. И все эти люди являлись раздражителем для трудоспособного Плейнвью. Илай стал в каком-то смысле олицетворением всего общества, которое так не любит Дениел, и цитата «И будет кровь»-это слоган, под которым Дениел Плейнвью идёт к своей цели.

Кадр из фильма "Нефть".
Кадр из фильма "Нефть".

Роман Эптона Синклера «Нефть!», написанный в 1927 году, целиком и полностью пропитан любовью писателя к «красной» идеологии. И если в экранизации нет ни слова, ни намёка на политические взгляды героев, то в романе обсуждаются такие темы, как революция в России, Первая Мировая война и т.д. Но понять, какие есть различия между романом и фильмом, будет легче всего, если проанализировать ключевых персонажей и ключевые события, которые присутствовали как в романе, так и в фильме.

2 глава.

ДЖЕЙМС АРНОЛЬД РОСС-ДЕНИЕЛ ПЛЕЙНВЬЮ; БАННИ-ЭЙЧ ДАБЛЪЮ .

Но начнём с самого начала романа, где на протяжении всей первой главы нам повествуют о поездке на машине ключевых персонажей романа-Джеймс Арнольд «Банни» Росс-младший и Джеймс Арнольд Росс, отец Банни. Джеймс Арнольд Росс-человек, который поднялся с самых низов до этапа, когда он вскоре станет миллионером. В начале романа Банни вот-вот только исполнилось 13 лет: он достаточно наивный и открыт ко всему новому, а его отца, которого в романе зачастую называют «папочка» гложет желание, чтобы его родной сын продолжил его нефтяное дело.

Из строчек: ,,На мистере Россе было надето пальто из мягкой шерстяной материи бронзово-коричневого цвета, удобного широкого покроя, с большим воротником, большими отворотами и большими патами на карманах – портной постарался проявить свою щедрость всюду, где только мог. Пальто мальчика было сшито тем же портным, из той же мягкой шерстяной материи, с такими же большими отворотами, воротником и патами на карманах. На руках у мистера Росса были специальные автомобильные перчатки, и совершенно такого же сорта перчатки были и у мальчика. Очки у мистера Росса были огромные, в роговой оправе, и, хотя мальчик никогда еще не был ни у одного окулиста, но он нашел в одном магазине очки с простыми дымчатыми стеклами, в роговой оправе, точь-в-точь такой же, как и у его отца.

На голове у мистера Росса не было шляпы, так как он считал, что ветер и солнечный свет лучше всего сохраняют волосы, а потому и на голове мальчика ничего не было, и его кудри свободно развевались по ветру.’’,- можно сделать вывод, что Арнольд Росс старший заботится над тем, чтобы его сын одевался, как подобает нефтяным магнатам, и тем самым продолжает готовить Банни к тому моменту, когда акции кампании отца перейдут в его владение. Мотивация персонажей на момент начала как фильма, так и книги сходна, история их происхождения схожа, их образы, как и возраст схож, а единственный отличительный фактор у этих героев это, то что Банни, в отличие от Эйч Даблъю, является родным сыном для своего отца нефтяника.

Так что начальные этапы развития персонажей фильма можно однозначно назвать заимственными из оригинала, но в дальнейшем мы узнаём, что этот «сильный» Джеймс Арнольд Росс ничего не может противопоставить любви, к сыну, к женщине, к своему делу, и это приводит к трагичной смерти нефтяного магната от туберкулёза, чьей главной слабостью оказалась банальная любовь, которую так и не познал Дениел Плейнвью. А Банни, наоборот, променял свою любовь, папин бизнес, место жительства на коммунистическую идею: ,,Банни ужасался при мысли, что миллионы отца возрастали за счёт агонии остального мира’’. Его жажда к революции и смене политического строя ослепила, и к концу произведения, сам того не замечая, Банни остался совсем один, но идея поменять этот мир осталась навеки. И в этом раскрывается идея конфликта поколений, где консерватор отец в конечном итоге уходит знатным человеком для капиталистического общества, а Банни жертвует всем, чтобы в конечном итоге остаться лишь с надеждой, что в следующем поколении всё изменится.

Кадр из фильма "Нефть".
Кадр из фильма "Нефть".

ПОЛИ УОТКИНС-ПОЛ САНДЕЙ; ЭЛИ УОТКИНС-ИЛАЙ САНДЕЙ.

Далее обратимся к знакомству семьи нефтяного магната с Полом и Илаем (важно отметить, что в оригинале лжепророка звали Эли, однако, русские локализаторы решили, что лучше будет звучать Илай). В книге Пол Уоткинс при первой встрече с Банни рассказывает ему о том, что он сбежал из дома, в силу его плохих отношений с Эли и отцом на почве религии, которую Пол отвергает. Также Пол рассказывает о нефти, которая есть на участке его отца, Банни предлагает деньги за такую информацию, но Пол категорически отказывает: ,,О нет, сэр, я не беру незаработанных денег,- Нет, сэр, я не для того сбежал из дома, чтобы стать попрошайкой.” После этой ситуации Пол стал для Банни: ,,Одинокой, легендарной личностью; он был единственным человеком, который, имея возможность получить ,,папочкины,, деньги, от них отказался’’. Здесь можно провести параллель с Полом из фильма, который также сбежал из дома, имел плохие отношения с семьёй на почве религии, но передавал информацию напрямую Дениелу Плейнвью и просил за неё 500 долларов.

Пол выполняет в романе роль «двигателя» сюжета, ведь именно с появлением Пола Росс старший узнаёт о том, где находится «чёрное золото», также Пол знакомит Банни (с которым они были лучшими друзьями) с идеей коммунизма и наталкивает на мысль ещё маленького Банни о пагубной роли церкви в современном мире. Пол, чьи отец и брат постоянно говорят об вере, начинает сомневаться в «культе» религии и предостерегает ещё «зелёного» Банни от этого бремя: ,,Ну, а я даже проклял Бога’’; ,,Я сказал: я не верю, и не буду верить и не даю обещания. И пусть я пойду за это в ад’’.

Кадр из фильма "Нефть".
Кадр из фильма "Нефть".

Если разбирать персону Эли и Илая, можно сказать, что эти персонажи идентичны, и даже некоторые моменты из книги в похожем стиле представлены в фильме. Например, беседа нефтяника за столом у главы семейства Уоткинсов, по поводу продажи участка, c юным меркантильным проповедником. Но даже применительно к этим персонажам развязка различна: если Эли к концу произведения понял, что рано или поздно его обман раскроется, и важно вовремя уйти. И у Эли это получается: он успешно сымитировал свою гибель, оставив своим последователем лишь возможность причислить тебя к ангелам. Илай же не почувствовал эту грань: он не успокоил свои меркантильные аппетиты, что в конечном итоге привело к его скорой кончине.

Кадр из фильма "Нефть".
Кадр из фильма "Нефть".

НАЧАЛО РОМАНА-НАЧАЛО ФИЛЬМА .

Если говорить о начале романа и фильма, то сразу велик соблазн сказать, что это совсем разные вступления, но первый взгляд обманчив. Безусловно, по сюжетной составляющей, это совершенно разные фрагменты, но если копнуть глубже и постараться проанализировать характер этих вступлений, то можно сделать вывод, что и в романе, и в фильме, начало старается быть максимально эстетским, будь то рассказ о том, как папа с сыном едут на машине по горному хребту ,или рассказ о том, как добывается серебро и нефть, но при этом как в фильме ,так и в романе, этого вступления нам достаточно, чтобы хотя бы приблизительно понять, что за люди перед нами.

Кадр из фильма "Нефть".
Кадр из фильма "Нефть".

РАЗГОВОР С ВОЗМОЖНЫМИ АРЕНДОДАТЕЛЯМИ В РОМАНЕ-РАЗГОВОР С ВОЗМОЖНЫМИ АРЕНДОДАТЕЛЯМИ В ФИЛЬМЕ .

Обращение Росса к возможным вкладчикам по смыслу схож, с обращением Плейнвью, а цитата: ,,Леди и джентльмены, чтобы попасть сюда сегодня, я проехал почти половину нашего штата. Я не мог приехать сюда раньше потому, что забил мой новый фонтан на Лобос-Ривере и я должен был заехать туда, посмотреть его. Этот фонтан даёт теперь четыре тысячей бареллей в сутки и приносит доход в пять тысяч долларов в день. Помимо этого, у меня на ходу ещё две буровые скважины и шестнадцать неготовых нефтяных скважин в Антилопе. А потому, леди и джентльмены, если я вам скажу, что я опытный нефтяник, то вы с этим, конечно, согласитесь.’’,- является единственной из романа Синклера, которая была полностью продублирована в картине Пола Томаса Андерсона.

Кадр из фильма "Нефть".
Кадр из фильма "Нефть".

АВАРИЯ НА НЕФТЕВЫШКЕ В РОМАНЕ-АВАРИЯ НА НЕФТЕВЫШКЕ В ФИЛЬМЕ.

Если сравнивать момент аварии из фильма и момент аварии из романа, то можно сказать, что для Джеймса Арнольда Росса это был момент полного озарения, ведь авария на нефтевышке только подтвердила тот факт, что под ним находятся несоизмеримое количество нефти, которое принадлежало только ему. И авария на нефтевышке в фильме фактически принесла ту же идею Дениелу Плейнвью, который понял, что скоро станет миллионером, но вот только если в романе жертв после аварии не последовало, то в фильме, к сожалению, жертвы были.

Кадр из фильма "Нефть".
Кадр из фильма "Нефть".

КОНЕЦ РОМАНА-КОНЕЦ ФИЛЬМА .

Развязка романа и фильма, как и начало, фактически, не имеет ни единого сходства, но если попробовать сравнить их, то можно прийти к выводу, что возможно найти некие параллели. Так, по своему образу они идентичны, ведь, что роман заканчивается жестоким, возможно, где-то даже «грубым» убийством одного из братьев Уоткинс, так и фильм завершается кровавым убийством одного из братьев Сандей.

Кадр из фильма "Нефть"
Кадр из фильма "Нефть"

Список используемой литературы.

1) Sinclair, U. B. ,,Oil!’’, 1927.

2) Ebert, R. J. ,, A story terminating in madness.’’ / Ebert, R. J. // RodgerEbert.com. -2008. - https://www.rogerebert.com/reviews/there-will-be-blood-2008.

3) Von Trier, L. Vinterberg. T. ,,Dogme 95’’, 1995.

4) Сурков, А. А. Краткая Литературная Энциклопедия, 1971. М. Том 6. – 856-858 с.

5) Ветхий Завет , Исход 7:19 .

6) Долин, А.В. «Нефть» Пола Томаса Андерсона. Рецензия Антона Долина / Долин, А.В. // Искусство кино. -2020. - https://kinoart.ru/reviews/neft-pola-tomasa-andersona-retsenziya-antona-dolina .