Было это в конце 80-х на Западной Украине, в 3 АЭ одного из лучших в Союзе БАП на Су-24М.
Во всех полках 3 АЭ - это кузница кадров с обучением молодых летчиков. Так и в нашу АЭ прибыл отряд свеженьких лейтенантов-летчиков.
И решил наш комэска внести новое в подготовке молодых летчиков - практическая отработка всех этапов взлета без самого взлета. Для этого в нелетный в полку день вытащили на ЦЗТ пару бортов для проведения этих самых практических тренажей.
На вопросы техников самолетов и групп обслуживания, как готовить, ведь все-равно просто будет руление, не знаю почему, но попросил готовить, как на полет, со всеми заправками, выставками навигации, объективного контроля, связи и прочее. Поворчали технари и сделали, как всегда, на совесть, с оформлением журнала подготовки самолета. Единственно, так как не полеты, не вызывали "молчунов" и коды "свой-чужой" не выставляли. Зато все заглушки сняли и все лючки закрыли.
Посадили комэска на правую, инструкторскую, чашку, молоденького, рыженьким летехой на левую чашку, как настоящего летчика, чеки кресла сняли. Комэску доложил, что самолет готов, - "хоть взлетай". На что наткнулся на суровый взгляд явно ожидающего от молодого летчика подвохов опытного подполковника.
Дальше все пошло по сценарию тренажа - запуск обоих, механизация, прогрев, выруливание, стартовый осмотр (ведь и это не забыли) и на исполнительный.
Потом на МС-61 с интересом слушали, как развивались события, - комэск по-отечески наставлял неопытного, - вот так тормоз, вот так включается форсажи, зеленые горят, отпускаем тормоз, побежали, скорость подъема передней стойки, поднимаем стойку, опускаем стойку и выключаем форсажи, опускаем стойку, опускаем стойку..... Видимо, молодого заклинило в момент прекращения взлета, и самолет, набирая скорость, с поднятым передним колесом пошел на взлет, разрезая форсажами звук спокойно дремлющего аэродрома, не подготовленного к штатным полетам. На отрыве было слышно выключение форсажей, а затем взвывание двигателей до максимала, - самолет, чуть просев, еле-еле, натужно пошел на взлет, - не хотела матчасть в этот день падать.
Как успели отбить работу ПВО в условиях близкого расположения границ СССР, я не знаю. Комэска, наверное, много пережил, успев на взлете электрическим РУД снять с форсажей, а потом добавить до максимала, сделать с молодым круг, слить лишнее топливо, зайти визуально на посадку и сесть, помогая с правой чашки.
После заруливания, увидев красное лицо лейтенанта и багровое лицо комэска, попытался разрядить обстановку, спросив комэска, снимать или нет хронометраж и средства объективного контроля. По обилию авиационных терминов в ответе сразу понял, что вопрос не первой важности, а спирт нужен сейчас и много.
На этом новаторство закончилось. А технарская "чуйка", возможно, спасла жизни экипажа.
Сослуживцы, помните этот случай?