Найти тему
СОВБЕЗ

Юра, а мы точно всё? Момент Истины для Роскосмоса

Оглавление

А вы помните 12 апреля 2011 года? День, когда мы праздновали 50-летие первого полета Человека в Космос.

В предыдущем, 2010 году, наша страна осуществила более 30 космических запусков, да в придачу сдала стартовый комплекс для наших Союзов, построенный для европейской Arianespace на территории космодрома Куру в Гвиане. Никакого Маска, с его Falcon 9, на рынке космических запусков тогда еще не было, а наш Протон был его королем, будучи запущенным, в предыдущем же 2010 году, рекордные 12 раз. И уже точно было известно, что американская программа Space Shuttle приказала долго жить, а Фобос-Грунт еще не потерпел катастрофу.

Тот юбилей был действительно праздничным, а будущее нашей космонавтики представлялось безоблачным и светлым.

То ли дело юбилей прошедший давеча.

Этот праздник со слезами на глазах

Несмотря на некоторые локальные успехи, шестидесятую годовщину исторического полета Юрия Алексеевича Роскосмос встречает не в лучшей форме и положении.

Лидерство на коммерческом рынке пусковых услуг утеряно, а вместе с ним утеряны и 75% денег, которые Роскосмос получал за их счет, помимо откровенно скудного его финансирования из госбюджета.

А это, между прочим, приносило Роскосмосу сотни миллионов долларов дополнительной выручки, ежегодно, и давало работу десяткам предприятий, включая головного производителя РН Протон-М, ГКНПЦ им. Хруничева, который, оставшись без спроса на данную РН со стороны рынка, попал в многомиллиардную долговую яму, из которой его вытаскивают по сей день.

Разработка замены Протона, ракеты-носителя Ангара, превратилось в долгострой и эпопею длиной в четверть века. И что еще хуже, Ангара уже не станет тем, чем она виделась ее заказчикам и создателям изначально — модульным, универсальным и всеобъемлющим семейством РН, способным выводить все наиболее востребованные типы полезных нагрузок, от легких до тяжелых.

Более подробно об этом читайте в статье: АНГАРА: Перспективная ракета или «чемодан без ручки»?

Модуль Наука, запустить который к МКС изначально планировалось еще во второй половине 2000-х, до сих-пор на Земле, и дай бог, чтобы хоть в этом году его успешно вывели на орбиту и пристыковали к МКС, хоть под занавес ее жизненного цикла, который, в лучшем случае, закончится через каких-то 7 лет, в 2028 году.

модуль "Наука"
модуль "Наука"

Не лучше обстоят дела и с новым кораблём. Еще два десятка лет назад Роскосмос вознамерился разработать замену Союзу/Прогрессу, но и по сей день эти попытки ни к каким практическим результатам не привели. Да еще и разрабатываемый с 2009 года Орёл получился слишком тяжелым, превысив лимит по массе аж на две с лишним тонны, вследствие чего он стал буквально неподъемным для Ангары. Да и стоимость его, с учетом требований к численности экипажа и приспособленности для полетов к Луне — получилась слишком высокой, чтобы регулярно гонять его на околоземную орбиту, как тот же старенький Союз.

И кстати о Луне. На действительно масштабную Лунную программу у государства нашего денег откровенно нет. Запрошенный Роскосмосом триллион с лишним рублей на разработку сверхтяжелой ракеты...а эта сумма, на минуточку, эквивалентна бюджету Роскосмоса за неполные девять лет...представляется откровенно неподъемной суммой для нашей сравнительно небольшой, да к тому же стагнирующей экономики. И как следствие, под благовидным предлогом "наработки необходимых технологий", ее полет улетел в "светлое будущее", на период после 2030 года.

В то же "светлое будущее" улетел и проект космического ядерного буксира, также известный как ТЭМ, летные испытания которого изначально предполагалось начать еще в предыдущем, 2020 году. Хотя тут, ради объективности, стоит отметить, что проект этот предельно перспективный, но при этом неимоверно сложный и технологически рискованный. Так что дай бог, чтобы хоть после 2030-го удался, ибо если получится, то это будет действительный прорыв и революция в межпланетной космонавтике, которая позволит всему человечеству перейти к действительно масштабному исследованию и освоению Солнечной системы.

Кризис недофинансирования и целеполагания

Недофинансирование помноженное на отсутствие внятной стратегии, приправленное гигантоманией и заведомо оторванным от экономических реалий прожектерством — пожалуй главный бич нашей космической отрасли, на протяжении всей ее истории, после распада СССР, который и привел Роскосмос к тому, к чему привёл.

На фоне фактического провала проекта "единой модульной" Ангары, как грибы, начали плодиться проекты ракет, которыми Роскосмос в авральном режиме пытается заткнуть дыры в потребностях как внутреннего так и внешнего рынка. Сегодня, помимо Ангары, и не считая сверхтяжелый и эфемерный "Енисей", в разработке находятся сразу три типа ракет-носителей: семейство РН Союз-5/6, средняя ракета Амур, с возвращаемой "по методу Маска" первой ступенью, и легкая ракета с возвращаемой первой ступенью самолетного типа, которая разрабатывается в рамках ОКР "Крыло-СВ".

Крыло-СВ
Крыло-СВ

Та же ситуация наблюдается и в сфере разработки новых пилотируемых и транспортных космических кораблей, на замену Союзу/Прогрессу. Орел, как я уже сказал, получился слишком дорогим, и тяжелым для Ангары, а посему Роскосмос бросился разрабатывать его облегченный вариант, так называемый Орленок, который, по факту, будет ничем не лучше старого Союза. Ибо, как и старый Союз, изначально разрабатывавшийся, в том числе, и для полетов на Луну, Орленок позволит высадить на поверхность нашего спутника лишь одного космонавта. Эдакий корабль для, как это модно нынче говорить, "флаговтыкательства" — предназначенный не для реального исследования Луны, а для проформы и для галочки "мы тоже оставили свой след от ботинка на Луне".

Импортозамещение, как приговор

Предельно горькая ирония состоит в том, что, запустив первый в истории Человечества искусственный спутник Земли, ни СССР ни тем более наша современная страна, Россия — никогда не были в числе тех, кто делит самый лакомый и жирный кусок мирового космического рынка, а именно разработку и производство спутников и продажу сервисов, на их основе, а также производство электроники для космических аппаратов и потребителей спутниковых сервисов.

Структура мирового "космического" рынка, по состоянию на 2015 год
Структура мирового "космического" рынка, по состоянию на 2015 год

А всё потому, что у нас не было и нет электронной промышленности, которая была бы способна конкурировать с западной. В том числе и в деле производства "космической" электроники.

А потому немудрено, что после известных событий 2014 года, когда против нас ввели санкции, программа обновления спутниковой группировки ГЛОНАСС спутниками нового поколения, серии К — фактически забуксовала, на добрый десяток лет.

Макет космического аппарата семейства ГЛОНАСС-К на выставке CeBIT-2011
Макет космического аппарата семейства ГЛОНАСС-К на выставке CeBIT-2011

Что касается другого проекта, "Сфера", успех которого всецело зависит от уровня и качества электроники, и который призван(в теории) стать одним из игроков зарождающегося рынка глобального спутникового Интернета нового поколения, то тут ситуация, вроде бы, полегче, но показательно то, что наше государство, в лице того же Газпрома и его дочернего предприятия "Космическая связь" — по-прежнему отдает предпочтение западным спутниковым платформам и пытается, всеми правдами и неправдами, приобретать на Западе электронику класса Space, предназначенную для работы в космосе. Да и сборочный завод спутников, в подмосковном Щёлково, который строит "Космическая связь" — будет полагаться на западное оборудование и комплектующие. И тут мы опять всецело зависим от милости Запада, в частности от европейского концерна Airbus/EADS, который является одним из лидеров в производстве спутниковых платформ и космической электроники.

К тому же, весьма странное решение о допущение британской, фактически государственной компании OneWeb на наш рынок — намекает на то, что в Сферу наше собственное правительство не верит, или как минимум считает, что даже озвученный руководством "Космической связи" срок развертывания ее спутниковой группировки, намеченный на ставший уже сакральным 2030-й год, может еще больше "уехать вправо", в то самое "светлое будущее".

Продажная девка империализма 2.0

Если говорить о частной космонавтике, то тут, похоже, повторяется история полувековой давности, с профуканной нашим, тогда еще советским государством, "полупроводниковой революцией". Имея на старте отличный научно-технический задел, фактически ничем не уступавший таковому у США — наше государство просто не смогло, не сумело и не захотело реализовать его, в экономическом плане.

И наша космонавтика, если смотреть на дальнюю перспективу, рискует разделить незавидную участь нашей полупроводниковой индустрии.

-5

Государство не может эффективно и оперативно реагировать на запросы рынка, что наглядно показала история с утерянным нами лидерством на рынке пусковых услуг. Но и частникам не то что каких-то преференций и поддержки не оказывает, а даже напротив — изо всех сил вставляет палки в колеса даже тем немногим и слабым росткам только зарождающегося, но огромного и перспективного на века рынка, которые пытаются пробиться у нас.

И закрывшаяся, буквально на днях, компания "Космокурс", просто уставшая бороться с государственными препонами — тому наглядный и свежий пример.

Момент истины

В своём предпраздничном интервью, данном им Первому телеканалу, крупнейший, во всех смыслах, деятель космической индустрии нашей с вами современности, Дмитрий Олегович Рогозин, заявил что период 2023-2028 годов станет, "решающей пятилеткой".

Однако на самом деле, решающим, для нашей космической отрасли, станет уже этот год, и три последующих.

Потому что именно в период с 2021 по 2024 год станет наглядно ясно, сохранил ли Роскосмос компетенции, необходимые для движения вперед и действительного освоения космического пространства, вместо вечного пребывания на орбите Земли, да еще при помощи советского наследия, в виде ракеты-носителя "Союз" и одноименного ей корабля, разработки еще 1950-х/1960-х годов, соответственно.

На этот год намечен старт лунной станции "Луна-25", которая должна прилуниться на Южном полюсе нашего спутника. А в следующем году стартует вторая миссия программы "ЭкзоМарс", в которой помимо нашей ракеты-носителя будет применен посадочный модуль "Казачок" разработки НПО им. Лавочкина, задача которого — совершить мягкую посадку на Марсе, доставив на его поверхность марсоход, разработанный Европейским космическим агентством.

Также, следующие четыре года покажут может ли государственный Роскосмос конкурировать с частными компаниями, одна из которых уже нанесла ему очень сильный удар, сместив его с положения лидера рынка пусковых услуг, и заняв его место.

Подробней об этом читайте в статье «Роскосмос» выдавливают с последнего рынка

В заключение хочется отметить, что, конечно, даже при самом плохом сценарии событий, наша космическая индустрия существовать не перестанет. Как минимум в военной её ипостаси. Однако это уже будет вещь в себе, висящая балластом на шее государства, а не приносящая ему доход. И мы это уже приходили, во времена СССР. Чем тогда всё закончилось, думаю, знают все.

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь! Только в блоге СОВБЕЗ вы найдете самую интересную и достоверную информацию об обороне, армии и ВПК

-7

Наука
7 млн интересуются