В успехе советско-американской программы «Союз-Аполлон» есть вклад и Кирово-Чепецкого химзавода

Такой маленький значок с винтовым креплением вручали участникам советско-американской программы. Виталий Александрович привез его из командировки и вручил дочери. Я тогда была уже старшеклассница, надела его в школу и стала героем дня! Такого не было ни у кого в нашей школе!
Такой маленький значок с винтовым креплением вручали участникам советско-американской программы. Виталий Александрович привез его из командировки и вручил дочери. Я тогда была уже старшеклассница, надела его в школу и стала героем дня! Такого не было ни у кого в нашей школе!

Устранили препятствия

В 70-е годы минувшего столетия идея международного сотрудничества в освоении космического пространства стала находить все большее понимание и поддержку мирового сообщества. Первым шагом в этом направлении стала советско-американская программа «Союз-Аполлон», предусматривающая совместный полет и стыковку двух космических кораблей. Программа успешно была реализована в июне 1975 года. Ее участниками с советской стороны были космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов, с американской – аэронавты Томас Стаффорд и Вэнс Бранд.

Успех такого ответственного мероприятия полностью зависел от всесторонней и тщательной его подготовки обеими сторонами. Требовалось проработать, согласовать и привести в соответствие множество позиций по контактным узлам двух космических кораблей. Одним из предварительных условий американской стороны было создание несгораемой обшивки корабля «Союз».

В июне 1967 года при наземных испытаниях американского космического корабля «Аполлон» при пожаре погибли трое аэронавтов: Вирджил Гриссом, Эвард Уайт и Роджер Чаффи. Этот случай побудил американских специалистов резко повысить требования пожарной безопасности и тщательно их выполнять.

Внутренняя отделка советского корабля «Союз» специальной объемной тканью, предохраняющий космонавтов от ушибов в условиях невесомости, не отвечала высоким американским требованиям и подлежала замене. Быстро решить проблему советской стороне стало возможно благодаря устойчивым связям специалистов НПО «Энергия», Кирово-Чепецкому химзаводу и НПО «Пластполимер».

Меня пригласили в наукоград Королёв Московской области, в центр ракетно-космической отрасли для участия в совместном совещании. После нескольких поездок в Королёв договорились в качестве огнестойкого материала выбрать фторпласт 4МБ производства нашего завода. В «Пластполимере» из порошка фторпласта 4МБ изготавливали окрашенные в светло-зеленый цвет (благотворно влияющий на человека на борту корабля) гранулы (Ф-4МБО), из которых затем получали мононить «фторин».

На выработке объемной ткани для внутренней отделки космических кораблей специализировалась Киевская текстильная фабрика «Большевик», где и была наработана из мононити объемная, мягкая, несгораемая ткань под названием «Богатырь», отвечающая требованиям пожарной безопасности. Таким образом, с участием Кирово-Чепецкого химзавода было устранено одно из препятствий на пути реализации программы «Союз-Аполлон». Конечно, это не первый и не последний пример применения фторполимеров нашего завода в реактивно-космической технике.

Встреча с космонавтами Леоновым и Кубасовым

В один из июньских дней 1975 года мне, начальнику производства сополимеров химзавода, предстояла встреча в НПО «Энергия» с ведущими специалистами по полимерным материалам для выработки очередной программы совместных работ. Когда началось совещание, между делом мне сообщили, что сегодня на предприятии намечено большое торжество – встреча коллектива НПО «Энергия» с героями-космонавтами, вернувшимися из космоса после завершения программы «Союз-Аполлон». Мне предложили принять участие и вручили пригласительный билет.

Меня интересовало все, что было связано с этой встречей, а главное, было огромное желание увидеть и послушать ее участников. Интересно также было взглянуть изнутри на коллектив НПО «Энергия», который уже 10 лет работал без выдающегося конструктора Сергея Павловича Королева.
Местом встречи стала заводская территория с асфальтовой дорогой посередине. Прямо под открытым небом – народу собралась масса – соединили два грузовика и получилась импровизированная трибуна. Метрах в четырех от грузовиков был протянут канат поперек дороги, отделяющий пространством президиум от встречающих. Приглашенным отвели место поближе к президиуму. Далее разместились работники НПО.
С трибуны и выступали космонавты, делились впечатлениями. Чего-то необычного в выступлениях не было. Космонавты благодарили коллектив за хорошую космическую технику, говорили о простых партнерских отношениях с американскими аэронавтами, отчитывались о выполнении программы.
Необычными была теплота и дух встречи. Это была встреча соратников одного общего дела. Господствовал дух торжества людей, успешно завершивших сложную, с элементами риска, ответственную работу на виду всего мирового сообщества. Радовалась, что все проходило «штатно», что переживания остались позади. Это чувство передалось и мне, ведь мы, работники Кирово-Чепецкого химзавода, и, в частности, производства сополимеров, также способствовали успеху выдающегося международного события. Было приятно это сознавать.
Статья В.А. Иванова к 50-летию первого полета человека в космос. Газета «Кировец» от 12.04. 2011 г