9 подписчиков

Тема 1. Понятие культуры. Многообразие определений культуры

497 прочитали

Для того, чтобы разобраться в том, что это за наука такая – культурология, и что она изучает, давайте определим, что принято считать культурой.

Величественные дворцы и храмы, шедевры классической музыки, и архитектуры, способы добычи огня и каменные орудия, одежда, и этикет, религия и литература все это является совокупностью достижений человечества в производственном, социальном и духовном отношении, а значит, это можно назвать человеческой культурой в широком смысле слова.

Для того, чтобы разобраться в том, что это за наука такая – культурология, и что она изучает, давайте определим, что принято считать культурой.

Явления человеческой культуры чрезвычайно богаты и разнообразны. Поэтому культурологи затрудняются дать одно единственное определение человеческой культуры. Культурологи из США, Альфред Кребер и Клайда Клакхон, подсчитали, что за период с 1871 по 1919 гг. было дано семь определений культуры. Одно из первых определений понятия культура дано Эдуардом Бернеттом Тайлором, историк культуры и этнограф XIX в., в книге «Первобытная культура». Культуру он определял как сложное целое, слагающееся из «знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» [2]. В 1 половине XX в. появилось еще 157 определений понятия культуры. К настоящему времени по разным оценкам в науке насчитывается от 500 до тысячи определений культуры.

Накопление знаний о развитие человека и общества, углубление и расширение научных представлений о культуре вызвало резкий рост их количества к настоящему времени. Ученые в ходе работы столкнулись с огромными трудностями в определении границ феномена культуры. Ведь в широком смысле культура характеризует все основные сферы жизнедеятельности человеческого общества: материальное производство, социально-экономические отношения, сферу духовного развития, быт, человеческий опыт.

Такой лавинообразный рост числа определений объясняется в том числе и тем, что с течением времени накапливаются знания о развитии человека и общества, меняется, углубляется, расширяется научное представление о культуре. Поэтому и в настоящее время исследователи продолжают сталкиваться с огромными трудностями в познании сущности, определении границ феномена культуры. Культура продолжает пониматься очень широко, характеризуя все основные сферы жизнедеятельности человека и общества.

Поэтому, исходя из такого широкого понимания феномена культуры, ученые дают следующее определение:

«Культура есть совокупность достижений общества в его материальном развитии - материальных предметов, текстов и идей, сохраняемых и используемых обществом от поколения к поколению» [4] . (Б.В. Бирюков, Р.Х. Зарипова, С.Н. Плотников).

Однако столь расширенное толкование понятия «культура» приводит к тому, что оно становится похожим на другое, не менее сложное и емкое понятие – «общество». Эти понятия близки, но не тождественны. Так, Культура в отличие от общества, не включает в себя биологические, демографические элементы.

На этом проблемы с определением понятия «культура» не заканчиваются. Из-за того, что культура постоянно меняется и развивается, то, что раньше считалось феноменом человеческой культуры, перестает быть таковым. Например, изобретение колеса в древности было выдающимся явлением культуры. Однако в дальнейшем, по мере развития научного прогресса, человек поставил производство колес на поток, и колесо перестало быть фактом культуры.

На сегодняшний день многое из того, что сотворил человек в древности, может и не являться культурой. Изобретение письма в древности позволило человеку передавать, хранить и распространять большие объемы информации - это явилось великим культурным событием. Однако современный человек, пишущий на заборе или стене учебной аудитории известное слово из трех букв, создает все, что угодно, только не культуру.

Для того, чтобы разобраться в том, что это за наука такая – культурология, и что она изучает, давайте определим, что принято считать культурой.-2

Современная наука, учитывая вышеописанную сложность, пришла к необходимости выделения конкретных «аспектов» культуры как общественного явления.

В настоящее время в культурологической литературе принято выделять следующие «аспекты»:

1) генетический;

2) аксиологический;

3) гуманистический;

4) нормативный;

5) социологический.

Рассмотрим эти аспекты подробнее.

1) В генетическом аспекте культура предстаёт как продукт общества. При этом фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох («цивилизаций»), этнических и национальных общностей.

В этом аспекте культуру рассматривал, например, Швейцер А.: «Культура - это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу».

Фрейд З. считал так: «Термин «культура» вбирает всю сумму достижений и институций, отличающих нашу жизнь от наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми».

2) В аксиологическом аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей.

При этом материальные и духовные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой, выступают как специфический объект освоения.

«Культура - это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов» (П.А. Сорокин).

3) В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей. Отсюда следующее определение: «Культура - это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия» (В.М. Межуев ).

3) В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т.д.). Это - тоже культура.

Отсюда, следовательно, и такое определение: «Культура есть исторически и социально обусловленное, объективированное в разнообразных продуктах человеческой деятельности отношение человека к природе, обществу и самому себе» (И.П. Вайнберг).

Ядром такого определения является слово «отношение», ибо, как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, способность «относиться» есть только человеческое свойство, отличающее человека от животного .

4) В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства .

Так, в силу многоаспектности явления, в науке встречается целый ряд очень интересных и важных определений.

«Культура - это особое измерение общества...» (А. Кребер).

«Культура - это есть совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии...» (А. Швейцер).

«Культура - это специфически человеческий способ деятельности» (Э. Маркарян).

Таким образом, культура - это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все стороны жизни и деятельности общества и человека.

Все продукты культуры условно делятся на духовные и материальные. Однако это деление условно: в материальном продукте всегда присутствует духовное начало, а все проявления духовной культуры материальны, так как в любом случае проявляются в какой-то форме вовне. Пример тому - памятники архитектуры и прикладного искусства. Любой храм – материальный объект, но его форма, назначение и сам факт его постройки обусловлены религией, культом, который в нем отправляется. Или фильм. Безусловно, его невозможно осязать непосредственно. Существование его невозможно без технических, чисто материальных продуктов культуры – без компьютера или телевизора.

Соответственно, в современной культурологии выделяются две стороны культуры: личностно-деятельностная и предметная. Личностно-деятельностный аспект культуры – это передача от поколения к поколению через воспитание форм деятельности, систем ценностей, привычек сознания, идеологии. Предметный – материализованный продукт человеческой деятельности, имеющий предметное воплощение.

Для удобства исследования культура делится на условные части и элементы: мировая и национальная культура, классовая, городская и сельская, профессиональная и др. В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

Обобщая все выше сказанное можно подвести итог.

Культура - ядро, основа, «душа» общества:

1) - это - материальные и духовные ценности человека;

2) - это - способ жизнедеятельности людей;

3) - это - их отношения между собой;

4) - это - своеобразие жизни нации и народов;

5) - это - уровень развития общества;

6) - это - накапливаемая в истории общества информация;

7) - это - совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций;

8) - это - религия, мифология, наука, искусство, политика;

9) - это - особая знаковая система и т.д.

Литература

1. Введение в культурологию [Текст] / ред. В.А. Сапрыкин. Ч.1 - М.: МГИЭМ (ТУ), 1995. - 210с.

2. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. – Ростов: Издательство Ростовского университета, 1979. – 398 стр.

3. Полищук В.И.. Культурология [Текст] / В.И. Полищук. М.: Гардарика 1998. - 446 с.

4. Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов университета / колл. авт.; под ред. Н.Б.Шебаршовой и С.М. Богуславской. – Изд. 2-е, перераб. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 161 с.