Найти тему
Былое и Думы

Тема 1. Понятие культуры. Многообразие определений культуры

Для того, чтобы разобраться в том, что это за наука такая – культурология, и что она изучает, давайте определим, что принято считать культурой.

Величественные дворцы и храмы, шедевры классической музыки, и архитектуры, способы добычи огня и каменные орудия, одежда, и этикет, религия и литература все это является совокупностью достижений человечества в производственном, социальном и духовном отношении, а значит, это можно назвать человеческой культурой в широком смысле слова.

Явления человеческой культуры чрезвычайно богаты и разнообразны. Поэтому культурологи затрудняются дать одно единственное определение человеческой культуры. Культурологи из США, Альфред Кребер и Клайда Клакхон, подсчитали, что за период с 1871 по 1919 гг. было дано семь определений культуры. Одно из первых определений понятия культура дано Эдуардом Бернеттом Тайлором, историк культуры и этнограф XIX в., в книге «Первобытная культура». Культуру он определял как сложное целое, слагающееся из «знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» [2]. В 1 половине XX в. появилось еще 157 определений понятия культуры. К настоящему времени по разным оценкам в науке насчитывается от 500 до тысячи определений культуры.

Накопление знаний о развитие человека и общества, углубление и расширение научных представлений о культуре вызвало резкий рост их количества к настоящему времени. Ученые в ходе работы столкнулись с огромными трудностями в определении границ феномена культуры. Ведь в широком смысле культура характеризует все основные сферы жизнедеятельности человеческого общества: материальное производство, социально-экономические отношения, сферу духовного развития, быт, человеческий опыт.

Такой лавинообразный рост числа определений объясняется в том числе и тем, что с течением времени накапливаются знания о развитии человека и общества, меняется, углубляется, расширяется научное представление о культуре. Поэтому и в настоящее время исследователи продолжают сталкиваться с огромными трудностями в познании сущности, определении границ феномена культуры. Культура продолжает пониматься очень широко, характеризуя все основные сферы жизнедеятельности человека и общества.

Поэтому, исходя из такого широкого понимания феномена культуры, ученые дают следующее определение:

«Культура есть совокупность достижений общества в его материальном развитии - материальных предметов, текстов и идей, сохраняемых и используемых обществом от поколения к поколению» [4] . (Б.В. Бирюков, Р.Х. Зарипова, С.Н. Плотников).

Однако столь расширенное толкование понятия «культура» приводит к тому, что оно становится похожим на другое, не менее сложное и емкое понятие – «общество». Эти понятия близки, но не тождественны. Так, Культура в отличие от общества, не включает в себя биологические, демографические элементы.

На этом проблемы с определением понятия «культура» не заканчиваются. Из-за того, что культура постоянно меняется и развивается, то, что раньше считалось феноменом человеческой культуры, перестает быть таковым. Например, изобретение колеса в древности было выдающимся явлением культуры. Однако в дальнейшем, по мере развития научного прогресса, человек поставил производство колес на поток, и колесо перестало быть фактом культуры.

На сегодняшний день многое из того, что сотворил человек в древности, может и не являться культурой. Изобретение письма в древности позволило человеку передавать, хранить и распространять большие объемы информации - это явилось великим культурным событием. Однако современный человек, пишущий на заборе или стене учебной аудитории известное слово из трех букв, создает все, что угодно, только не культуру.

-2

Современная наука, учитывая вышеописанную сложность, пришла к необходимости выделения конкретных «аспектов» культуры как общественного явления.

В настоящее время в культурологической литературе принято выделять следующие «аспекты»:

1) генетический;

2) аксиологический;

3) гуманистический;

4) нормативный;

5) социологический.

Рассмотрим эти аспекты подробнее.

1) В генетическом аспекте культура предстаёт как продукт общества. При этом фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох («цивилизаций»), этнических и национальных общностей.

В этом аспекте культуру рассматривал, например, Швейцер А.: «Культура - это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу».

Фрейд З. считал так: «Термин «культура» вбирает всю сумму достижений и институций, отличающих нашу жизнь от наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми».

2) В аксиологическом аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей.

При этом материальные и духовные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой, выступают как специфический объект освоения.

«Культура - это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов» (П.А. Сорокин).

3) В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей. Отсюда следующее определение: «Культура - это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия» (В.М. Межуев ).

3) В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т.д.). Это - тоже культура.

Отсюда, следовательно, и такое определение: «Культура есть исторически и социально обусловленное, объективированное в разнообразных продуктах человеческой деятельности отношение человека к природе, обществу и самому себе» (И.П. Вайнберг).

Ядром такого определения является слово «отношение», ибо, как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, способность «относиться» есть только человеческое свойство, отличающее человека от животного .

4) В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства .

Так, в силу многоаспектности явления, в науке встречается целый ряд очень интересных и важных определений.

«Культура - это особое измерение общества...» (А. Кребер).

«Культура - это есть совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии...» (А. Швейцер).

«Культура - это специфически человеческий способ деятельности» (Э. Маркарян).

Таким образом, культура - это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все стороны жизни и деятельности общества и человека.

Все продукты культуры условно делятся на духовные и материальные. Однако это деление условно: в материальном продукте всегда присутствует духовное начало, а все проявления духовной культуры материальны, так как в любом случае проявляются в какой-то форме вовне. Пример тому - памятники архитектуры и прикладного искусства. Любой храм – материальный объект, но его форма, назначение и сам факт его постройки обусловлены религией, культом, который в нем отправляется. Или фильм. Безусловно, его невозможно осязать непосредственно. Существование его невозможно без технических, чисто материальных продуктов культуры – без компьютера или телевизора.

Соответственно, в современной культурологии выделяются две стороны культуры: личностно-деятельностная и предметная. Личностно-деятельностный аспект культуры – это передача от поколения к поколению через воспитание форм деятельности, систем ценностей, привычек сознания, идеологии. Предметный – материализованный продукт человеческой деятельности, имеющий предметное воплощение.

Для удобства исследования культура делится на условные части и элементы: мировая и национальная культура, классовая, городская и сельская, профессиональная и др. В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

Обобщая все выше сказанное можно подвести итог.

Культура - ядро, основа, «душа» общества:

1) - это - материальные и духовные ценности человека;

2) - это - способ жизнедеятельности людей;

3) - это - их отношения между собой;

4) - это - своеобразие жизни нации и народов;

5) - это - уровень развития общества;

6) - это - накапливаемая в истории общества информация;

7) - это - совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций;

8) - это - религия, мифология, наука, искусство, политика;

9) - это - особая знаковая система и т.д.

Литература

1. Введение в культурологию [Текст] / ред. В.А. Сапрыкин. Ч.1 - М.: МГИЭМ (ТУ), 1995. - 210с.

2. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. – Ростов: Издательство Ростовского университета, 1979. – 398 стр.

3. Полищук В.И.. Культурология [Текст] / В.И. Полищук. М.: Гардарика 1998. - 446 с.

4. Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов университета / колл. авт.; под ред. Н.Б.Шебаршовой и С.М. Богуславской. – Изд. 2-е, перераб. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 161 с.