Найти тему

Зачем писать конспекты красиво? Учебная эстетика - плюсы и минусы.

Блокнот со средней толщиной и с расписанной обложкой. Открываешь, а там лекции по очень сложному предмету: всё разложено по полочкам, оглавление каждой лекции выделено нежно - голубым маркером, по краям страницы - небольшие наглядные схемы и поясняющие рисунки. Всё аккуратно и по сути. В голове сразу возникает образ обладательницы сего чуда: старательная девушка, сидящая за столом, упорно читающая книжку и время от времени что-то записывающая; на улице темнеет, а она всё ещё не перестаёт получать полезные знания.

Но так ли на самом деле полезны эти "размалеванные" конспекты? Я думаю, каждый из нас помнит, как в школе(университете) самые первые страницы новой тетради, мы пытались вести аккуратно и стильно, но со временем, с первой "некрасивой" страницы, мы забивали на это дело, и дальше уже писали как пожелает наша душа или позволит наша лень. Если немного порыскать в интернете то можно найти кучу сторонников и, наоборот, противников учебной эстетики.

Давай-те рассмотрим, какие основные плюсы выделяют в способности к креативному введению учебных записей:

  • 1) Мотивация , особая атмосфера.

Часто люди очень нуждаются в подкреплении своих усилий. Каждый из нас проживал тот период жизни, когда не очень-то и хочется заниматься даже любимым и интересным тебе когда-то делом. Учеба не исключение. Иногда мы хотим отвлечься немного от учебы, но количество не законспектированного материала не даёт нам времени для отдыха, именно в этот момент, когда хочется немного оторваться от монотонного записывания лекции, можно разнообразить свои записи, ведя их с помощью разноцветных ручек и маркеров. В этот момент красота подталкивает нас к действию.

  • 2) Лучшая усваиваемость материала при конспектировании.

Понятное дело, что под быструю диктовку некоторых преподавателей ученики и студенты не успевают записать всё красивым, аккуратным почерком. И часто для того чтобы вести красивые записи приходится их переписывать повторно, а это, как правило, полезно.

  • 3) Систематизированность материала.

Здесь и говорить нечего. В красивом и аккуратном конспекте легко сориентироваться и найти нужный материал (даже человеку, который его и не писал).

  • 4) При отсутствии интереса к учебе.

Это очень актуально для людей, которые вынуждены проходить предметы, которые им совсем не нравятся. Красивое ведение записей хоть немного, но поможет развеять скуку при изучении науки , а также воспринимать материал хотя бы минимально.

Мы перечислили основные моменты, когда учебная эстетика действительно приносит пользу, теперь отметим несколько моментов, когда кропотливая работа над конспектами может оказаться пустой тратой времени.

  • 1) Записи на один раз.

Возможно это будет актуально как для сторонников, так и для противников учебной эстетики, но часто после написания конспекта мы больше уже никогда к нему не возвращаемся, а время на его написание уже потрачено. То есть конспект по сути был написан ради красоты. Эстетично расписанная тетрадка станет очередным пылесборником на полке. Будет очень жаль потраченных зря сил и времени.

  • 2) Смещение фокуса и крайности.

Это так же становится большой проблемой, когда появляется "эстетика ради эстетики", то есть учебные тетрадки уже не кладезь информации, а место для выражения своей творческой натуры. Это не так плохо, но для получения знаний красоты недостаточно. Если стремится к идеальному конспекту очень большая вероятность что вы разочаруетесь, ведь любая лишняя помарка это ад для перфекциониста. Некоторые даже всё переписывают в новою тетрадь. А если снова ошибка? Это же сколько нервов нужно потратить...

  • 3) Творческое выгорание.

Это так же может вас настигнуть, если вы будете делать основной фокус на красоту, а не на удобство и краткость материала. Ведь для каждого дела нужна весомая цель. Здесь же основной целью должна быть польза от написанного материала, закрепление знаний.

  • 4) Большие затраты по времени.

Это было уже упомянуто выше, но всё же. Если вы студент, у которого горят дедлайны и осталось совсем немного времени до зачёта или экзамена, не думаю что вам захочется потратить два часа ценнейшего времени на стрелочки и выделения маркером текста в конспекте. Именно во время экстра подготовки вы уже не особо обращаешь внимание на красоту записей (здесь уже нужно хотя бы их наличие0.

  • 5) Иллюзия продуктивности.

Вот смотришь на красивые картинки в историях у видеоблогеров или в study blog на youtube и думаешь какие же они все продуктивные, записи красиво ведут. Возникает желание делать тоже самое. Но начав писать и всё оформлять по примеру блогеров, ты опять таки смещаешь фокус с учебы на красоту, и вдобавок еще и думаешь что полезно проводишь время. Одно дело когда ты хоть запоминаешь материал, но другое если ты пишешь и думаешь только о том как будет красивее: собрать всё в таблицу или сделать в виде схемы? Попробуйте вспомнить материал после написания конспекта. Если вы не помните даже сути, то большая вероятность, что вы зря потратили время и, увы, попали в иллюзию продуктивности.

Так, что мы можем сказать про учебную эстетику? Здесь много нюансов: кому-то она помогает усваивать материал, а кому-то наоборот служит отвлечением от сути дела. Однако, нельзя однозначна сказать плюсов здесь больше или минусов, ведь для каждого всё индивидуально, и не нужно переставать вести конспекты красиво, если вдобавок к огромнейшей пользе, добавляется еще и удовольствие. Главное не впадайте в крайности.