Дни лётные и строевые. Годы учебы

221 прочитал

Надо же, сорок девять лет прошло с того лета 1972-го, когда я стал курсантом Армавирского Высшего Военного Авиационного Краснознаменного Училища Летчиков войск противовоздушной обороны..

Надо же, сорок девять лет прошло с того лета 1972-го, когда я стал курсантом Армавирского Высшего Военного Авиационного Краснознаменного Училища Летчиков войск противовоздушной обороны..

Некоторые отрывки из дневника, который я вел до февраля 1973 года.


14 июля 1972 года. В этом году набор в училище особенный. Курсанты начинают летать с первого курса.

19 июля 1972 года. Ну вот, прошел сегодня барокамеру, а вчера сдал физику. Барокамера проверяет поведение человека на высоте. Ничего сложного нет, просто сидишь и "сопишь в обе дырки", как выражается Вовка Карпов, который к сожалению, не сдал экзамены и уезжает домой.. В таком же состоянии находится и Гришка Алуян.
Поднимают в барокамере на 5000 метров с ускорением 15 м/сек.,
затем площадка около 20-ти минут и "опускают" со скоростью 25 м/сек, т.е. имитируют снижение самолета.

После сдачи экзамена по Истории КПСС - 106 к/о - 1972 год. Первый курс.
После сдачи экзамена по Истории КПСС - 106 к/о - 1972 год. Первый курс.

1 августа 1972 года. Ура! Я стал курсантом Армавирского высшего военного Краснознаменного училища летчиков ПВО! Свершилась моя мечта!
Сегодня была мандатная комиссия. Я, уже лысый, зашел в зал, где сидело человек десять, а то и более, офицеров. Меня поздравили с поступлением.

3 августа 1972 года. Началась наша служба-учеба. Вчера переоделись в военную форму, пришили курсантские погоны.
Сегодня уже обедали в курсантской столовой. Все одинаковые и какие-то смешные. Форма кажется великоватой и неудобной.

7 августа 1972 года. Я курсант, мама! Приходится заставлять себя не думать о доме, заставлять себя привыкать к грохоту сапог, подчиняться начальникам - командирам - потеть, но терпеть.
Я попал во 2-ю роту, 3 взвод, 4 учебное отделение. Командир взвода капитан Казаков - хороший человек.
Когда ходим в строю, моя "роба" просто промокает от пота и, высыхая, становится грубой.
Единственное, что приятно пока - это спать на одноярусной кровати, да кушать в столовой. Обслуживают официантки, сидим по 4 человека за столом.
13 августа 1972 года. Сегодня с Толиком Милосердовым бегали в сад, в самовольную отлучку. Мы поступали не правильно, но надо-же было как-то развлечь себя, пока при таком однообразном образе жизни солдата-курсанта.

Декабрь 1972. С другом Толиком Милосердовым. Его уже нет среди нас..
Декабрь 1972. С другом Толиком Милосердовым. Его уже нет среди нас..

20 августа 1972 года. Сегодня ездили на уборку помидоров. буквально все обожрались виноградом и арбузами. Было весело и интересно. Колхозники сказали нам большое спасибо за оказанную помощь, а при выезде из колхоза "Юбилейный" сторож даже в честь нас выстрелил из ружья дуплетом.
И обед сегодня был праздничным, ведь отмечался день авиации, по сути наш праздник!

3 взвод к-на Казакова. 1 курс 1972г.
3 взвод к-на Казакова. 1 курс 1972г.

27 августа 1972 года. "Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным воином, строго хранить военную и государственную тайну.."
Да, сегодня поистине праздничный день, сегодня я поклялся на верность Родине.
Было очень торжественно. Когда мы шли строем под оркестр, чеканя шаг - волосы вставали дыбом от ощущения всего этого торжества.
Нас поздравил начальник училища, были родители местных ребят, девушки. Все смотрели на нас с восхищением, а мы, подтянутые и стройные, клялись на верность Родине и народу.
Меня вызвали первым в своей группе. Чеканя шаг я подошел к столику, где был капитан Казаков и подполковник Шарафутдинов.
И вот я читаю текст присяги.. Меня поздравили и я уже стал воином СССР.
Сейчас будет праздничный обед, затем нас отпустят в увольнение.

2 сентября, суббота, 1972 г.
Началась учеба. Занимаемся в учебном отделе. С непривычки трудновато - двухчасовые лекции порядком надоедают.
Самый трудный для меня мат.анализ - изучаем разные пределы, довольно непонятные и скучные.

8 сентября, пятница, 1972 г.
Начали принимать радиосигналы на слух. Видел, как курсанты "летают" на тренажере. Короче, хотя пока и не очень интересно учить математику и т.д., зато потом будет интересно.
Здесь у меня появились новые товарищи. Это Толик Милосердов,
Вовка Сазонов и другие. Большую часть свободного времени проводим с Толиком - мечтаем о доме, о каникулах - "свободе на две недели", как мы с ним выражаемся.

Парашютные прыжки. 1974 год
Парашютные прыжки. 1974 год

15 сентября, пятница, 1972 г.
Получил от нашего капитана Казакова 3 наряда на службу вне очереди за мат.
Один уже отпахал, осталось еще два.


25 сентября, понедельник 1972 г.
В субботу после наряда наш всеми уважаемый капитан Казаков дал нам задание. Дело в том, что л.с. нашего взвода является посыльными за офицерами, которые живут в городе.
Мне досталось оповестить 10 человек, живущих в разных концах города. Два майора, остальные прапорщики и старшины. Так я и бегал два часа, пока не промок до ниточки и не истекло мое время. Два адреса я так и не нашел.
Затем, одев шинели, мы пошли смотреть фильм "Их знали только в лицо".
В воскресенье был тематический вечер, где нас посвящали в курсанты. Было очень интересно - рассказывали о профессии военного летчика. Мы с Толиком Милосердовым сидели во втором ряду, рядом с подполковником и полковником.
И тут у меня в разгар выступлений страшно заболел живот, произошло расстройство желудка - оказывается нас "хорошо" накормили в столовой квашеной капустой.
Я не знал, что делать, пока наконец понял, что еще несколько минут и просто не смогу терпеть.. С помощью Толика я попросил разрешения у подполковника выйти и, потревожив несколько курсантов 2 курса выскочил из зала.
В тот день половина взвода сидела в туалете и проклинала столовую вместе с капустой.
Затем каждому из нас выделили в напарники курсантов из 2-го взвода и снова отправили по адресам. Вовка, с которым я пошел - был местным, поэтому мы быстро нашли недостающие два адреса и направились к нему. В этот день я побывал у него дома и почувствовал теплоту домашнего уюта.
Увольнение в город! Мы с Толиком тщательно искали место, где можно было-бы выпить хотя-бы пива.. Не найдя - направились в парк в надежде познакомиться с девушками.
Долго у нас ничего не получалось. То мне не нравятся, то ему, то слишком неразговорчивы, то пока идем за ними - теряем в толпе..
Так мы бродили до девяти вечера, прокатились на колесе обзора и, наконец, познакомились с двумя. Та, с которой шел я - зовут Нина.
Поговорили, проводили их до дома и бегом, к автобусу.
Нам повезло - мы не опоздали и во время прибыли в училище.
Нина обещала написать письмо.

Письма от родных и любимых - всегда радостное соббытие и всегда надежда на получение весточки. Сангачалы. Апрель 1974г.
Письма от родных и любимых - всегда радостное соббытие и всегда надежда на получение весточки. Сангачалы. Апрель 1974г.

9 февраля 1973 г., пятница.
" До отпуска 5 дней! Всего 5 и целых пять!
Сдаем зачеты, экзамены. Осенью немного приболел - валялся в лазарете, посему трудно наверстывать, а надо!
В отпуск хочется!
Осталось 4 дня подготовки к экзамену по истории КПСС, 14-го экзамен и в этот же день домой!
Итак мои результаты:
Техническая механика - 3 балла.
Аэродинамика - 3 (Можно было-бы и лучше, билет я этот знал на 4, но даже спрашивать не стали - забрали листик и все... Опять, наверное повлияли мои пропуски в связи с болезнью.)
ОРТ - зачет.
Немецкий - легко. Не было задолженностей и наша симпатичная Кузят поставила свою роспись в моей зачетке.
Основы радиотехники.. Еще перед зачетом меня изрядно помучал некий майор Минибаев. Целых два дня я ходил и пытался сдать ему лабораторную, а он все это время сомневался в моих способностях, находясь при этом в дурном расположении духа..
Почти наизусть вызубрил все темы, но только после пяти заходов он поставил мне "зачет". Что поделаешь, я посмел ему перечить , спорить и доказывать свою правоту, вот и нарвался.

Кое как отделавшись от лабораторных, начал готовиться к зачету по ОРТ. Предмет этот считал плохо досягаемым, но любимым.
Мне повезло, подполковник Кремень - отличный человек, поставил еще одну роспись в моей зачетке.
Контрольные по ТРД и Автоматике написал при помощи шпаргалок.
За шпаргалки я подниму тост в предстоящем отпуске!
Постоянно мысли о доме.. Ведь не даром говориться:
"Здесь все об отпуске мечтают,
Ждут с нетерпеньем и тоской..."

Пойду пришивать погоны на купленную офицерскую рубашку..."

8 октября 1973 г. Первый самостоятельный вылет на Л-29
8 октября 1973 г. Первый самостоятельный вылет на Л-29

На этом дневник обрывается и больше не восполняется.
Экзамен я сдал, в отпуске побывал..

Конкурс песни: "А ну-ка, будущие летчики!
Конкурс песни: "А ну-ка, будущие летчики!

Дальше - учеба и самое любимое - полеты..
И так до первого мундира - мундира полукурсанта-полуофицера, это когда мы, выпускники, с гордостью носим ПШ, портупею и хромовые сапоги...
Веселые были времена. Романтичные..

Майкоп. После полётов ждем, когда накроют в лётной столовой
Майкоп. После полётов ждем, когда накроют в лётной столовой

Посмотрел свои курсантские летные книжки, решил поделиться здесь о том, какая была у нас
летная подготовка в АВВАКУЛ в те далекие 70-е годы..

1 ЭТАП – Аджикабул.
8 октября 1973 г. – первый самостоятельный полет по кругу на самолете Л-29.
Отлетав перед этим:
Упр.1 - Ознакомительные полеты по большому кругу 1ч.03 мин.
Упр.2 - Полеты в зону (5 полетов) 2ч.49 мин.
Упр.3 - Вывозные полеты по кругу (41 полет) 5ч.15 мин.
Упр.4 - Исправление отклонений (15 пол.) 2ч.16 мин.
Упр.5 - Вывозн. пол. по кругу для отр. т/п 0ч.23 мин.
Упр.6 – Контрольный полет по кругу 0ч.39 мин.

ВСЕГО 1 ЭТАП (1 Раздел КУЛП) ( с 6.09 по 03.12. 1973 г)
Общий налет - 28ч.10 мин.
(Вывозные полеты - по кругу, в зону, под шторкой,
по маршруту. Тренировочные – по кругу.)

Так благодарил самолет крайний вылетевший в группе. Алик Мыц целует стойку Л-29. 26.11.73
Так благодарил самолет крайний вылетевший в группе. Алик Мыц целует стойку Л-29. 26.11.73

II ЭТАП - Сангачалы. (Летали с 14.03. по 25.06.74 и с 11.09. по 17.12.74г.)

ДЕНЬ.

Вывозные и контрольные полеты:
По кругу, в зону для отработки штопора и фигур пилотажа, отработки групповой слетанности, по маршруту, под шторкой, по схеме.
Самостоятельные полеты: По кругу, в зону, включая сложный пилотаж, в составе пары, по схеме.)
НОЧЬ.

Вывозные и самостоятельные полеты по кругу и в зону)

Общий налет - 96ч.21 мин.

ИТОГО I и II этапы 124ч.31мин
- Из них самостоятельно днем - 28ч. 44 мин.
ночью - 4ч. 16 мин.

Нам песня учиться летать помогала.. 1 мая 1974г. Сангачалы
Нам песня учиться летать помогала.. 1 мая 1974г. Сангачалы

III ЭТАП Майкоп (Ути МиГ-15, МиГ-17)
Летали с 24.6 по 25.10.75 и с 21.01 по 01.06.76г.
При этом часть наших однокашников в Армавире начала впервые в истории училища осваивать новый тогда тип – МиГ-21.

Но мне больше повезло. Я летал на лучшем в мире самолёте тех лет - МиГ-17.
Как говорил нам тогда командир звена майор Татаринцев:
– «Вы в истории. Ибо этот аппарат по-настоящему носит имя САМОЛЕТ»

Дни лётные. АВВАКУЛ 1976
Дни лётные. АВВАКУЛ 1976

На Аэродроме. Майкоп 1975
На Аэродроме. Майкоп 1975

На МиГ-17 мы отработали самостоятельно:
- полеты по кругу и в зону (включая сложный пилотаж).
( Вот например, как выглядело задание Упражнения 12: «В зоне выполнить: гориз. восьмерку с макс. креном, переворот –
петля - боевой, переворот – петля - полупетля, переворот – петля – полупетля, спираль с креном 45, выход на ПРС");
- полеты в зону на групповую слетанность в боевых порядках пары ( в т. числе на большой высоте 10000 м.);
- полеты по маршруту и визуальную ориентировку с комплексным применением всех средств СВЖ;
- полеты для отработки атак и фотострельб по одиночному истребителю;
- полеты для отработки воздушного боя с одиночным истребителем;
- полеты в зону на простой пилотаж на малой высоте;
- полеты на перехват воздушной цели ( включая перехват за облаками);
- полеты на перехват воздушной цели в составе пары;
- полеты в сложных метеоусловиях днем;
- стельбу из пушек по наземным целям;

Укладка парашютов - дело курсантское
Укладка парашютов - дело курсантское

ИТОГО налет III этапа ( Ути МиГ-15 и МиГ-17) 115ч. 11 мин. Из них на МиГ-17 42ч. 37 мин.
ОБЩИЙ налет в училище составил 239ч. 42 мин.

Пелёт в составе пары. Ведомый - автор статьи
Пелёт в составе пары. Ведомый - автор статьи

Приказом Начальника Армавирского ВВАУЛ N 055 от 29 сентября 1976 г. нам, выпускникам АВВАКУЛ, была присвоена квалификация «Военный летчик третьего класса».

Надо же, сорок девять лет прошло с того лета 1972-го, когда я стал курсантом Армавирского Высшего Военного Авиационного Краснознаменного Училища Летчиков войск противовоздушной обороны..-16

И разлетелись мы по боевым полкам..