Найти тему

Арт-терапия при тревожных расстройствах у ребёнка.

Светлана добрый день!

Моему сыну 6 лет. С детства нам ставят диагноз СДВГ. Мы ходим в обычный садик и воспитателям сложно справляться с ним. Психолог в садике предлагает попробовать арт-терапию. Эффективна ли она в нашем случае?

Здравствуйте.

Я положительно отношусь к арт-терапии. Она действительно благотворно влияет на психологическое состояние ребенка. Однако, в случае с СДВГ, только арт-терапии недостаточно. Необходим комплекс мер по коррекции поведения. Как одна из составляющих, она может быть полезна для ребёнка с данным диагнозом. Подробнее о видах арт-терапии Вы можете почитать в моей статье, которую я оставлю ниже.

С уважением,

Светлана.

Использование арт-терапии при работе с детьми дошкольного возраста

Арт-терапия - это терапия творчеством, цель которой, воздействие на психоэмоциональное состояние ребёнка.

Арт-терапия активно используется психологами для работы с детьми и подростками, но я, как педагог дошкольного образования, тоже нередко использую его в своей работе. Она благотворно влияет на познание педагогом внутреннего мира своих воспитанников, на возникновение эмоциональной связи между ребёнком и воспитателем, а так же, на психологическое состояние детей.

Самые действенные виды арт-терапии для применения у детей дошкольного возраста это:

1. Музыкотерапия.

Психотерапевтический метод , использующий музыку в качестве лечебного средства . Чаще всего используется классическая музыка, в вариантах, адаптированных под детей. Так же, нередко используются звуки природы на фоне успокаивающих мелодий. Данный метод так же благотворно влияет на детей с СДВГ и на тревожных деток.

Сеанс музыкотерапии выглядит примерно так (один из вариантов): Дети, небольшими группами, усаживаются в удобные стульчики и закрывают глазки. Педагог включает расслабляющую музыку, и тихим тоном произносит успокаивающие фразы. Например: «Ваши ручки сейчас отдыхают, Ваши ножки сейчас отдыхают, Вам хорошо и спокойно». Сеанс должен длиться не более 15 минут, так как дети дошкольного возраста крайне неусидчивы.

2. Куклотерапия (игротерапия).

Метод психологической помощи детям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.

Это наиболее удобный вариант арт-терапии, применимый у детей с самого раннего возраста. Игра является ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста. Играя, ребёнок максимально вовлечён в процесс, и наиболее откровенен, поэтому терапевтический эффект достигается достаточно быстро.

Данный метод я широко применяю на своих индивидуальных занятиях с ребёнком, если вижу, что его что-то беспокоит, но на открытый разговор он не идёт.

Пример моего занятия с ребёнком:

«Привет (Имя ребёнка). Мне так хочется поиграть. Давай поиграем вместе? Смотри, у меня есть две куколки. Давай одна куколка будет мамой, за нее будешь играть ты, а вторая куколка будет малышом, за нее буду играть я». Во время игры можно ставить куколок в ситуации, которые, по мнению родителя (педагога) беспокоят ребёнка, и смотреть на то, как ребёнок будет себя в ней вести. Например, как мама куколка будет обращаться со своим малышом. При этом, педагог или родитель должен мягко объяснять ребенку ситуацию или помогать справится с ней. Например. «Мама куколка, ты наругала меня за то, что я побежал на дорогу, но теперь я понял, что ты боялась, что я могу попасть под машину. Я знаю, что ты очень сильно любишь меня!».

Ситуации могут разыгрываться разные, главное, если ребёнка, на Ваш взгляд, беспокоит что-то серьёзное, делать это мягко и не настойчиво. В случае, если проблема является сложной, необходимо обратиться к психологу для дальнейшей работы.

3. Песочная терапия.

Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком. Он успокаивает ребёнка, делает его более усидчивым, помогает концентрировать внимание. Применяется на индивидуальных занятиях, хорошо сочетается с музыкотерапией.

4. Сказкотерапия.

Применяется для коррекции психического состояния, с помощью направленного чтения специально подобранной литературы. Благодаря сочувствию переживаниям героя происходит прояснение неразрешённых конфликтов ребенка, личностных проблем, изменение настроения. Может применяться у детей с самого раннего возраста.

5. Изотерапия.

Рисуночная терапия (изотерапия), основанная на изобразительном искусстве. Выражает эмоциональное состояние рисующего. В данном методе педагог (психолог) должен особое внимание уделить тому, какие цвета использует ребёнок в своей работе. Темные, чёрные оттенки часто говорят о подавленном настроении, красные о возбужденном, возможно даже агрессивном состоянии, яркие и светлые о жизнерадостности и хорошем настрое. Подсознательно, ребенок рассказывает в рисунке обо всей своей жизни. К примеру, если дети изображают свою семью, можно сразу понять по рисунку, кого ребенок считает в семье самым главным, кого самым добрым и какое, по его мнению, у родителей отношение к нему самому. По моему мнению, данный вариант арт-терапии может применяться у ребёнка с 4 лет. В младшей и второй младшей группе наиболее лучший терапевтический эффект наблюдается от куклотерапии (игротерапии).