Найти тему
Православие

ПРОТЕСТАНТАМ О ПОЧИТАНИИ СВЯТЫХ

Протестанты часто упрекают православных в том, что они поклоняются святым, когда в Библии этого не сказано. На самом деле в Библии есть все обоснования почитания святых, примеры поклонения им, а в истории первой церкви есть свидетельства почитания святых и молитв им, оставшиеся до наших дней.

Святых почитали уже в первой церкви, молились им и почитали их память и мощи святых мучеников, об этом есть в исторических источниках первых веков, об этом говорил и св.Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, поставленный им епископом церкви и св.Иустин Философ, сказано о почитании мучеников и их мощей и в мученических актах - записях судебных процессов над первыми христианами.

Святые окружают престол Божий (От 7:9-10 ), граждане небесного Иерусалима (Евр. 12:22-23 ), весь мир их не достоин (Евр. 11:38 ), друзья Божии (Ин 15:14;) ср. Исайи 41:8; ) Иак. 2:23 ) во святых Бог прославляется (2 Фес. 1:10 ), святые участники божественной славы (Ин 12:26 ), память о них будет вечная (Пс. 111:6 ), "благословенна" (Прит Сол. 10:7 ), "Церковь о них будет возвещать хвалу" (Сирах. 44:14 ).

Небесную церковь составляют Ангелы Божии и души праведников. Ап. Павел говорил об этих христианах так: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» ( Евр 12:22–24 ).

Протестанты часто ссылаются на слова апостола. Апостол словами: «Един Бог и Един Ходатай» имел в виду показать, что другого спасения нет, как в Господе Иисусе: как Бог один, так и Посредник между Богом и людьми один. Другого посредника нет и быть не может. Иисус Христос стал Посредником чрез вочеловечение. И Блаженный Феодорит говорит: «Апостол назвал Христа Иисуса Посредником, следовательно, состоящим в единении и с Отцом по Божеству и с нами по человечеству».

В Библии сказано: "избавил нас от столь близкой смерти... по ходатайству многих" (2 Кор. 1:10-11); "ты же не проси за этот народ... и не ходатайствуй предо Мною" (Иер. 7:16). Следовательно, ходатайство Господа Иисуса Христа не исключает ходатайства святых, которые силу для своих ходатайственных молитв пред Богом заимствуют от искупительной жертвы Иисуса Христа и помогают людям не своею силою, а силою того же Христа.

На гробах первых христианских мучеников, погребенных в Риме в катакомбах в первые века, сделаны надписи, сохранившиеся доныне. На памятниках сделаны такие обращения к скончавшимся: «Моли о нас, дабы мы были спасены; моли за единственное дитя, оставленное тобою; Аттикус, душа твоя в блаженстве, моли за родных твоих; в твоих молитвах моли за нас, потому что мы знаем, что ты во Христе!»

Что касается поклонению святым, можно привести два примера из Библии.

Пророку Елисею поклонились сыны пророческие. «Увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» (4Цар 2:15 ).

Когда пр. Самуил явился к Саулу, «тогда узнал Саул что это Самуил и пал лицем на землю и поклонился» ( 1Цар. 28:14 ).

И если живым святым, еще не попавшим в Царствие Небесное можно было поклониться, так как они имели на себе часть Божьей славы, тем более можно почтить и поклониться святому, который сейчас на Небесах и имеет власть помогать людям и ходатайствовать за них.

Здесь можно привести такие примеры:

"Я увидел под жертвенником (образ близости мучеников к Богу) души убиенных за слово Божие... и возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?" (Откр. 6:9-10). Молят святые мученики о наступлении суда, чтобы прекратились гонения христиан и жестокости против них; просят у Бога защиты, а не мести; ходатайствуют за гонимых праведников. Иуда видел бывшего первосвященника Онию, который молился за народ иудейский, и другого мужа, "и сказал Ония: это - братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий" (2 Мак. 15:12-14 .

О прославлении св. мучеников и совершении в дни их кончины св. литургий свидетельствуют Тертулиан, св. Киприан, св. Григорий Чудотворец , а в «Постановлениях Апостольских“ повелевается христианам собираться в усыпальницах св. мучеников, петь по ним псалмы, совершать литургии и не работать в дни их смерти так же, как в воскресные и праздничные дни (кн. 6: гл. 30-я).

Св. Дионисий Ареопагит (ученик апостола Павла, которого апостол поставил епископом) пишет: «Молитва святых еще при жизни, а тем более по смерти приносит пользу только достойным святых молитв («О Небесной Иерархии“, гл. 7-я).

Очевидец смерти сцилитанских мучеников, пострадавших за Христа в 200 году, пишет о них: «скончались Христовы мученики месяца июля в 17 день «и ходатайствуют за нас пред Господом Иисусом