Одной из самых потрясающих фигур в духовной истории Мордовии является приснопоминаемый иерей Василий Степанович Гундяев - дедушка Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Ныне с историей этого подвижника можно ознакомиться в его маленьком домике в селе Оброчное Ичалковского района. Это - настоящий музей, в нем все воссоздано, как в годы жизни священника Василия (то есть, как в детстве Святейшего Патриарха).
...До формирования мордовской автономии село Оброчное относилось к Лукояновскому уезду Нижегородской области. В 1901 году через Лукоянов пошли поезда по новой железнодорожной линии от Нижнего Новгорода до села Тимирязева (в 1922 году эта станция приобрела современное название - Красный Узел. То есть речь идёт о Ромоданове, которое в начале XX века было очень важным транспортным узлом. В Нижнем Новгороде даже работал большой вокзал с говорящим названием - Ромодановский). Железная дорога сильно меняла облик всех городов и сёл, через которые проходила. Железнодорожные профессии были многообразны и очень престижны. Формировалась техническая интеллигенция - инженеры, станционные работники, механики и, конечно, машинисты. Работа машиниста была и престижна, и прибыльна (впрочем, наверное, как и сейчас), но заниматься таким делом мог только исключительно образованный и подготовленный человек. Так вот, Василий Степанович Гундяев был машинистом-механиком. Причём управлял он не только простыми, но и литерными (особой важности, с ценными грузами или vip-персонами) поездами. Но несмотря на высокооплачиваемый труд, семья Василия Степановича жила очень скромно. У Гундяевых не было собственного жилья, обитали они в служебном доме при депо, а летом выезжали в Оброчное.
Митрополит Иларион (Алфеев) в своей книге о Патриархе Кирилле объяснит, что его дедушка ничего не скопил ни до революции, ни после только потому, что все деньги отправлял на Афон. В светогорских монастырях записаны на вечное поминовения имена членов семьи Гундяевых. Отсюда и приставка “приснопоминаемый” перед именем деда Патриарха и его бабушки Параскевы Ивановны. А ещё Василий Степанович сумел собрать очень большую библиотеку религиозной литературы. Благодаря книгам он сумел самостоятельно овладеть
богословскими знаниями.
В 1917 году (эта дата полностью изменит жизнь всей России и семьи Гундяевых в том числе) Василия Степановича избирают членом Собора Русской Православной Церкви от мирян Нижегородской губернии. Как вспоминал Патриарх Кирилл, его дед был близок к Патриарху Сергию в бытность его митрополитом Нижегородским, вместе с ним боролся с обновленчеством в Церкви. Против ревностного мирянина Василия Гундяева был поднята кампания в Нижегородской губернской прессе. Его обвиняли в разжигании религиозного фанатизма. В результате Василия Степановича в первый раз арестовали. Его сослали на Соловки, где он стал одним из первых соловецких узников. Там он работал почти по своей «гражданской» специальности - механиком, правда, не на поезде, а на пароходе, курсировавшем между островами и материком. При этом «церковная» жизнь лукояновского машиниста продолжала оставаться насыщенной даже в заключении. Во-первых, он постоянно участвовал в тайных богослужениях, за что даже оказывался на печально знаменитой Секирной Горе, где находился штрафной изолятор (высота горы — 73 метра, на вершину ведёт лестница с крутыми выбитыми ступенями. Надзиратели лагеря от скуки иногда привязывали узников к брёвнам и сталкивали с лестницы вниз. Заключенный падал к подножию горы с полностью раздробленными костями и разорванными органами и умирал в ужасных муках). Но Василия Степановича соловецкие кошмары совершенно не пугали.
«Никогда ничего не бойтесь. В этом мире нет ничего такого, чего следовало бы по-настоящему бояться. Нужно бояться только Бога», - вспоминал слова дедушки Святейший Патриарх Кирилл.
Во-вторых, заключенный Гундяев принял участие в эпохальном Соловецком соборе, на котором вырабатывались принципы взаимоотношений Православной Церкви и новой власти.
Нам сейчас сложно представить условия жизни в Соловецком лагере особого назначения. В августе 2014 года митрополит Саранский и Мордовский Зиновий сослужил Патриарху в Спасо-Преображенском соборе Соловецкой обители. Сразу после возвращения из Соловецкого монастыря, потрясенный архиерей направился в Оброчное, чтобы совершить заупокойную службу на могиле иерея Василия Степановича Гундяева.
«После посещения мест, которые ныне именуются «Российской Голгофой», обители, которая служила некогда местом заточения и пыток, становится понятным, что возможность для нынешних россиян открыто исповедовать веру и посещать храмы Божии, добыта муками и молитвенным подвигом страдальцев за Христа», - сказал тогда митрополит Зиновий. - «Современному человеку, живущему в комфорте и спокойствии, практически невозможно представить страдания мучеников, подобных отцу Василию».
В конце 20-х годов Василий Степанович вышел на свободу, но сразу был вновь арестован. Он поднял верующих на защиту монастыря в Лукоянове, который власти хотели закрыть, и к новому аресту был готов. В стране начался голод. В семье Василия Степановича и его жены Параскевы Ивановны воспитывались восемь детей. «Всё, теперь мы умрём», - сказала Параскева Ивановна, провожая мужа.
«Я несу крест ради Христа, а, значит, Господь не даст погибнуть моим близким», - спокойно ответил её супруг. И оказался прав. Патриарх Кирилл неоднократно вспоминал чудесный случай: его бабушка испекла лепешку из последней горстки муки. Больше есть было нечего. И после этого ночью раздался стук в дверь. «Хозяйка, принимай груз», - послышалось с улицы, но на крыльце никого не было. Стоял только мешок с мукой.
В общей сложности Василий Степанович Гундяев прошёл 46 тюрем и лагерей и 7 ссылок. Уже на склоне лет, в очередную эпоху гонений на Церковь (на сей раз - хрущёвскую) он осуществил мечту всей жизни — рукоположился вначале в диаконы, и затем - в священники. Служил в Башкирии, и там вновь пришлось отстаивать приход от закрытия. Ему было глубоко за восемьдесят, когда быстро стало падать зрение. Священник Василий Гундяев отправился в Москву, к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию просить благословения на уход на покой. Это был нелегкий шаг — храм в башкирском селе Уса-Степановка без сильного настоятеля ждало бы закрытие.
«Отец Василий, Вы всю свою жизнь посвятили Церкви Божией и сделали столько, сколько другому человеку не под силу. Живите спокойно, Вы совершили всё, что могли. Возвращайтесь домой, к своей семье», - сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. Иерей Василий Гундяев уехал в Мордовию. Храм в Усть-Степановке местные власти быстро закрыли.
31 октября 1969 года, в Оброчном, девяностолетний иерей Василий Степанович Гундяев отошёл ко Господу. В ичалковском Михайло-Архангельском храме его отпевали сын иерея Василия протоиерей Михаил Гундяев и два внука — иерей Николай, преподаватель Ленинградской духовной академии, и иеромонах Кирилл, студент той же академии, будущий Патриарх Московский и всея Руси.
Бабушка Патриарха Кирилла переехала к детям в Саранск. Она умерла ровно через пять лет после мужа, в то же число — 31 октября 1974. Протоиерей Михаил Гундяев и будущий Патриарх иеромонах Кирилл отпевали бабушку в старейшем храме Мордовии — Иоанно-Богословском соборе.
Сейчас мы можем вспоминать отца Василия в качестве примера мужества, спокойствия, бесстрашия и непоколебимой веры.
Использованы материалы:
https://foma.ru/dom-iz-detstva-svyatejshego-patriarha.html