На следующее утро после посещения "диких" Сокских штолен мы решили сходить и в экскурсионную часть бывших выработок, так называемый Красноглинский холодильник. Вход в него расположен прямо на Красноглинском шоссе, ведущем из города в аэропорт.
По дороге к точке сбора проходим по перрону бывшего хладокомбината. Слева видны рельсы, по которым подвозили продукцию:
Как и остальной части группы, нам выдают каски и налобники (мой оказался полусдохшим):
Девушка-экскурсовод регулярно останавливается и рассказывает об истории объекта:
Добыча высококачественного известняка для строительства Волжского гидроузла здесь велась в конце 1930-х годов. Тогда штольни носили название "карьер Старая Жила": их протяженность составляла 11 км, они уходили в глубь горы на 450 метров, дальние штреки находились на вертикальной глубине 60 метров.
В 1940-х годах здесь хранили продукты (рыбу) для зеков, строивших промышленных объекты в Куйбышеве. В 1950 году в бывших штольнях попробовали оборудовать артиллерийский склад, для чего стены основных штреков выложили бутом, а своды укрепили анкерами и бетоном. Кроме того, была спроектирована система вентиляции, чтоб уменьшить влажность внутри системы. Но это не помогло, в системе сохранялась высокая влажность, и уже в 1952 году боеприпасы вывезли.
Лишь спустя 10 лет, в 1961 году в штольнях заработал Хладокомбинат №2, который занял почти 50% площади бывшей горной выработки. Для достижения температуры в -18 градусов использовалось аммиачно-рассольное охлаждение. Хранился здесь стратегический запас провизии: консервы, мясо, сливочное масло.
В 1991 году хладокомбинат перешел в частные руки. В 2001 году систему охлаждения модернизировали и стали использовать фреон, однако в 2017 году она была полностью выключена. Тем не менее до сих пор горная порода местами заморожена, а на стенах и своде остались снег и лед. Ныне здесь расположено ООО "Горный холод", которое сдает подземные площади в аренду, а также проводит экскурсии для туристов.
Бывшие камеры хранения продуктов:
Здесь еще сохранился снег:
Окутанные инеем провода производят впечатление!
Когда-то здесь было -18 градусов, но сейчас не осталось никаких следов:
А вот здесь до сих пор сугробы!
Погуляв с группой, мы были отпущены на волю, в дикую часть выработок. Здесь нет ни снега, ни краски, ни бетона – всё, как было еще в конце 30-х:
Хилые крепи того и гляди хрустнут:
А здесь они уже лежат вперемешку с рельсами:
На рельсе читается слово "Сталина":
Есть гипотеза, что при консервации выработок крепи специально обрушивали, чтобы никто не растащил рельсы. Странно, что своды не рухнули вместе с ними:
Когда мы нагулялись и вышли ко входу, он оказался заперт. Отмычек не было, телефоны не работали. Слава богу, оказалось, что это был другой вход – мы просто плутанули. Вскоре нашли группу и вышли там, где положено.
Вот кстати и схема. Заходили мы через северный вход, а вышли к южному, ближнему к дикой части:
Следует заметить, что после основных Сокских штолен холодильник совсем не вставил: по протяженности, разнообразию ландшафта и наполненности артефактами он им сильно уступает. А если добавить сюда цену билета в 700 рублей, то целесообразность его посещения вызывает большие сомнения. Рекомендовать его можно разве что лишь убежденным цивилам, предпочитающим платить деньги за любой чих и не сующимся ни во что "дикое", либо спеликам, желающим из принципа посетить все пещеры на свете.