В 1938 году на Горьковском автозаводе им. Молотова был создан рекордно-гоночный автомобиль ГЛ-1. На призыв правительства СССР к автозаводам о создании гоночных автомобилей откликнулся и ГАЗ. Инициатором этих работ стал главный конструктор завода Андрей Александрович Липгарт. Как никто другой, он понимал важность постройки гоночных машин и участия в спортивных состязаниях. Желание быть первыми подстегивало конструкторскую мысль, а в скоростных заездах автомобильные агрегаты проходили ускоренные испытания на работоспособность и надежность. Участие в автогонках для завода не было самоцелью — автомобильный спорт позволял быстрее искать и находить оптимальную конструкцию многих узлов и тут же пробовать их в действии.
Говорят, что созданный в 1938 году рекордно-гоночный автомобиль с индексом ГЛ-1 расшифровывался как «Гоночная Лип- гарта первая». Если и так, то это реверанс в сторону главного конструктора, знак уважения к его дальновидности и решительности. Ведь ГЛ-1 стал первой советской гоночной машиной, разработанной и построенной автомобильным заводом, а не спортсменами-любителями в таксо-парках, гаражах или клубных конструкторских бюро.
За базу был взят знаменитый ГАЗ М-1, вернее, при строительстве использовалось его шасси, "одетое" в открытый двухместный кузов. Крылья, подножки, фары — убрали все.
Проектировать гоночную машину А.А. Липгарт поручил талантливому конструктору, начальнику экспериментального цеха ГАЗа Евгению Викторовичу Агитову. Бывший боевой летчик царской армии, Агитов пришел на завод в сентябре 1929-го после окончания Ленинградского института труда и через полгода возглавил экспериментальный цех.
Характеристика двигателя гоночного автомобиля ГЛ-1:
Двигатель –––––––––––––––––– ГАЗ-М-1
Тип –––––––––––––––––– Бензиновый
Макс. Скорость ––––––––––––– 161
Максимальная мощность ––––– 65 л. с.
Конфигурация––––––––––––––– рядный, 4-цилиндр.
Объём –––––––––––––––––– 3285 см3
Цилиндров –––––––––––––––– 4
Клапанов –––––––––––––––––– 8
Тактность (число тактов) –––––– 4
Материал блока цилиндров –– чугун
Материал ГБЦ –––––––––––––– чугун
Степень сжатия ––––––––––––– 4,6
Заводским испытателем ГАЗ являлся Аркадий Николаев. На первом заезде в Киеве (1938 год) удалось достичь скорости 143 км/ч. В Москве этот испытатель разогнал машину до 147 км/ч.
После Второй Мировой войны Аркадий Николаев реализовал себя как ученый. Он принял участие во многих секретных государственных проектах, самый яркий из которых – успешная экспедиция к полюсу недоступности Антарктиды. Судьба же Евгения Агитова сложилась трагично. Проекты, над которыми он работал, были «заморожены» во время войны, и конструктор покончил жизнь самоубийством.
Что же насчет гоночных машин? Вторая Мировая война по-своему распорядилась ходом их строительства. Те несколько экземпляров ГАЗ ГЛ-1, которые были созданы в 1938-40-х годах в качестве экспериментальных образцов, были уничтожены под теми или иными обстоятельствами во время Второй мировой войны. По одной версии, они были разрезаны на заводе, как и многие машины, не вошедшие в серию. По другой – уничтожены во время одной из бомбежек ГАЗа. А до серийного производства автомобиль не добрался по причине того, что еще не был доведен до нужного состояния.
Источники информации:
Портал Drive2.ru: https://www.drive2.ru/b/1085055/
Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/ГАЗ-ГЛ-1