1,1K подписчиков

Педагогика Л.Н. Толстого и современное детство

В статье представлено научное понятие «детство», а также раскрываются философско-педагогические взгляды Л.Н. Толстого в качестве методологии современного воспитания детей. Оцениваются возможности использования педагогических позиций Л.Н. Толстого, касающиеся отношения к детству, личности педагога, его профессиональной культуры в современных образовательных системах.

В научных исследованиях последних лет понятие «детство» находит дальнейшее содержательное раскрытие и выделяется в качестве социокультурного феномена, особого периода развития, обладающего своим целостным миром, проявлениями субкультуры и др. Детство как особый период в жизни человека разносторонне описывалось в работах известных ученых, общественных деятелей и писателей прошлых столетий, как зарубежных (О. Декроли, Я. Корчак, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребель, С. Холл и др.), так и отечественных (П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). В статье мы остановимся на философских и педагогических взглядах Л. Н. Толстого, касающихся отношения к детству и личности педагога, его профессиональной культуры.

Л.Н. Толстой
Л.Н. Толстой

Мысли всемирно известного писателя о воспитании основаны на любви, вере в безграничные природные дарования детей, на приобщении к культуре, показе красоты окружающего мира, силы добра, разума, правды, практической целесообразности и значимости знаний. Это не только важный этап в истории отечественной педагогической науки, но и тот неисчерпаемый фонд, без которого невозможно представить современное образование, полноценное развитие детей, субъект-субъектное взаимодействие педагога с детьми, с каждой отдельно взятой личностью.

Серьезное и уважительное отношение к ребенку пронизывает всю педагогику Л. Н. Толстого. Он много размышляет о невозвратимости детства, отмечая природную даровитость детей, остроту восприятия явлений жизни и природы, их внутреннюю сосредоточенность. Великий русский писатель и педагог неоднократно предупреждал о том, что нельзя преуменьшать и недооценивать всю глубину детской души, писал об особом ребяческом мире чувств и представлений, отношении к окружающему миру.

В повести «Детство» Лев Николаевич пишет: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Сегодня мысли Л.Н. Толстого о детстве раскрываются в понятиях «ценности возраста», «детская субкультура», «психофизиологические особенности» и др. Понятие возраста раскрывается через описание динамики душевной жизни в связи с культурологическими и социальными условиями проживания детей.

В процессе взаимодействия со взрослым ребенок должен располагать необходимыми степенями свободы как в проявлении уже сложившихся у него духовно-практических потенций, так и в освоении новых возможностей и горизонтов развития. Дети являются не только «фондом» воспроизводства рода человеческого и условием сохранения социальных форм проявления разноплановой активности, но и реальной постоянно действующей составляющей развития самого общества.

Это положение направляет на необходимость раскрытия субъектной позиции ребенка в социуме, роль образования в этом процессе, содержательных характеристик амплификации жизнедеятельности в целом и т.д. В настоящее время феномен детства раскрывается как:

  1. возрастной период со своими особенностями и возможностями личностного становления, и
  2. как целостность, как растущее поколение, выполняющее определенную роль в социальном прогрессе общества.

Сегодня не вызывает сомнения положение о том, что ребенок обладает своей возрастной спецификой, которую необходимо учитывать в педагогическом процессе. К ценностям возраста можно отнести сказочно-мифическое мировосприятие детей, повышенную двигательную активность, восприимчивость и впечатлительность, непосредственность и наивность, особую доверчивость, природную эмоциональность и открытость миру.

Л.Н. Толстой с семьей
Л.Н. Толстой с семьей

Согласование педагогических воздействий с ценностями возраста позволяет значительно расширить образовательные функции ведущих и основных видов деятельности детей, определить новые формы взаимодействия, служащие источником совместного общения и окрашивающих его переживаний, а также преодолеть разрыв между внутренним планом психики детей и тем, что дается в качестве содержания, методов, форм обучения и воспитания.

Согласимся с тем, что чистой, изолированной культуры детства нет и быть не может. Мир детства воспринимается в контексте тех норм, которые задают ребенку взрослые – персонификаторы социального опыта, посредники между миром культуры и детьми. Уместно вспомнить в связи с этим слова Толстого о педагогическом искусстве, способности педагога выбирать методы обучения и воспитания. Лев Николаевич положил в основу взаимоотношений педагога с детьми дружбу, взаимопонимание и считал, что разные насильственные методы, включая и наказание, употребляются только вследствие поспешности и недостатка уважения к человеческой природе.

Выделение детства в особую субкультуру позволяет говорить о необходимости более глубокого изучения и осмысления философско-педагогических взглядов Л. Н. Толстого на профессиональную деятельность педагога. Проблема профессиональной деятельности учителя, рассматриваемая Толстым в связи с осмыслением новых подходов к народному образованию как средству совершенствования личности и общества, продолжает сохранять свою актуальность и сегодня. Назовем положения и объективные факторы, которые обусловливают значимость проблемы:

  1. приоритет инновационно-креативной составляющей человеческой деятельности, включая и педагогическую;
  2. движение от единообразия, шаблонизации и унификации к разнообразию всех сфер жизни, что делает образование и деятельность учителя более динамичными и свободными;
  3. разностороннее обогащение интеллекта, творческой энергии как условие развития производства и воспроизводства социальной целостности и как социокультурный принцип бытия;
  4. согласование профессиональных ценностей с вневременными, общечеловеческими, соотнесение этнокультурных традиций с явлениями глобализации и интеграции социокультурного образовательного пространства;
  5. поддержка природных дарований каждой личности, проектирование индивидуальных маршрутов воспитания и обучения.

Мысли Л.Н. Толстого о необходимости предоставления детям свободы для творческого самовыражения, проявления способностей, реализации интересов, несомненно, должны находить реализацию в профессиональной деятельности современных педагогов. Нельзя не отметить, что Толстой призывал учителей к тому, что воспитание ребенка нужно начинать с себя, и основополагающим началом этого процесса он считал совершенствование в любви. Он подчеркивал, что если это качество есть в учителе и этим заразятся дети, то воспитание будет недурным.

Яснополянский педагог был уверен, что «дух школы» может создавать только коллектив учителей единомышленников, поэтому предъявлял к учителям следующие требования: насильно не принуждать детей к учебе, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, которыми наградила его природа, замечать психологическое состояние, которое Лев Николаевич называл «школьным состоянием души», дающее возможность развивать природные задатки и способности. Иметь «педагогический дар» и уметь общаться с родителями, есть, по мнению писателя, правильный путь воспитания без физических наказаний детей.

В современной системе воспитания взгляды Толстого находят практическую реализацию прежде всего в эмоциональном характере общения педагога с детьми. Любое общение педагога с детьми должно включать в себя эмоциональную составляющую. Оно относится к неформальному, доверительному общению, порождающему духовную близость и понимание, является одним из факторов эмоционального благополучия детей и полноценного развития.

Л.Н. Толстой
Л.Н. Толстой

Л.Н. Толстой подчеркивал, что, действуя на ребенка воспитывающими средствами, нужно учитывать, что дитя представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра. Не нарушая данной гармонии, заметить и понять, когда ребенку нужен новый материал для развития, дать ему возможность самосовершенствоваться в условиях свободы, где «граница этой свободы само собой определяется учителем, его знаниями, его способностью руководить школой». Весьма актуальной для организации современного образования является мысль Толстого о том, что жизненное обучение не менее важно, чем школьное. Он считал, что основной порок образования и школ состоит в том, что они оторваны от жизни. Для того чтобы школа стала действенным фактором воспитания людей, она должна слиться с жизнью.

В связи с этим стоит отметить практическую значимость современных педагогических технологий, в частности витагенного обучения, актуализирующих жизненный опыт детей и позволяющих выстраивать педагогический процесс на уровне со-деятельности, со-творчества, служащие источником совместных переживаний, а также на уровне поддержки двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, его потребностями, желаниями, стремлениями, и педагогически опосредованной активности ребенка, стимулируемой педагогом.

Л.Н. Толстой отмечал, что учителю необходимо при постановке целей своей деятельности исходить из понятия идеала «блага» как формы бытия бесконечного, признания духовнонравственных ценностей, учитывать, что содержание образования «должно исходить из жизни», а его основу составляют «религиозное понимание» и «нравственное учение», заботиться о создании «естественности отношений» между учителем и учащимися, что обеспечит нравственное и творческое развитие детей.

Яснополянский мыслитель подчеркивал, что организация педагогического процесса предусматривает отказ от догматического, формальнологического и эмпирического способов познания, противопоставляя им активность и самостоятельность учащихся, свободу деятельности, необходимость сочетания разнообразных методов, среди которых особое внимание Толстой уделял диалоговым и в частности слову как средству освоения учащимися бытия, его духовноценностных основ, развития и самодвижения личности учащегося, а также искусству как способу развития чувственно-эмоциональной сферы ребенка, как необходимому «для жизни и для движения к благу отдельного человека и человечества средству общения людей». В современных условиях эти взгляды великого писателя непременно должны найти реализацию в эмоциональной поддержке детей.

Эмоциональная поддержка предполагает создание атмосферы эмоционального комфорта, взаимопонимания, принятие ребенка таким, какой он есть, и, как следствие, обеспечивает успешность решения педагогических задач. Она особенно значима в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, вызывающих ряд негативных личностных проявлений: неуверенность, тревожность, агрессивность и др.

Специально организованная эмоциональная поддержка, обеспечивающая разноплановое самовыражение детей движениями, музыкальными звуками, красками, а также пробуждение эмоциональных переживаний с целью познания, успешной самореализации в разных видах деятельности должны по праву стать частью педагогической деятельности, ведущей технологией современного образования.

Это позволит повернуть образование в сторону согласованности с важнейшей возрастной ценностью детей – природной эмоциональностью – и осуществлять педагогический процесс не в логике программы взрослого, а в единстве педагог – ребенок – дети.

Анализ педагогического наследия Л.Н. Толстого позволяет заключить, что значительное место мыслитель отводил человеческим, профессиональным качествам и психологическим характеристикам учителя, которые в целом определяют его социальный и профессиональный статус. Толстой требовал от учителя непрестанной работы над собой, совершенствования своего мастерства. Он подчеркивал, что совершенный учитель обладает, прежде всего, одним качеством – это любовь. Любовь к детям и любовь к своему делу. Он писал: «Это же качество выполняет и всякое искусство учительское и всякое приготовление, ибо с этим качеством учитель легко приобретает недостающие знания». Определяя облик учителя, способного поддержать особый дух школы, критерием которого является свобода, Толстой отмечал, что призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Но не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.

Описывая период детства как особый этап развития человека, Толстой рекомендовал использовать учебники и учебные пособия, отличающиеся хорошим языком, полнотой содержания, ясностью мысли, занимательностью форм и умеренной поучительностью, о чем свидетельствуют созданные им «Азбука», «Новая азбука», книги для чтения, которые он рассматривал как средство педагогической деятельности учителя, направленной на освоение детьми социокультурного и духовнонравственного опыта человечества как основы и условия их развития.

В данном контексте становление и развитие ребенка может рассматриваться как процесс вовлечения человека в социум и культуру, т.е. в различные виды культурной деятельности, способствующие социализации, инкультурации и самореализации личности, где человекотворческий потенциал культуры является важнейшей особенностью человеческой личности, а показателями ее развития могут стать характер отношения к природе, другим людям, к самому себе. Эти мысли великого мыслителя звучат весьма актуально и сегодня, показывая назначение образовательных организаций, системы образования в целом.

Педагогические взгляды Л. Н. Толстого в современной системе воспитания и обучения могут служить методологической основой для выстраивания взаимоотношений между учителем и детьми в согласовании с ценностями возраста, развития личности каждого ребенка с ориентацией на детскую субкультуру, природу детства в целом.

«Безошибочно отвернутся от всего недоброго…»

Дети знают истину так же, как часто люди знают иностранный язык, хотя и не умеют говорить на нем. Они не умеют сказать вам, в чем добро, но безошибочно отвернутся от всего недоброго. Притворство в чем бы то ни было может обмануть самого умного, проницательного человека, но самый ограниченный ребенок, как бы оно ни было искусно скрываемо, узнает его и отвращается.

Л. Н.Толстой «Круг чтения»