За четыре дня до начала войны, когда план Барбаросса должен был войти в жизнь, Кригсмарине предприняла практически первые военные действия. В этот день началась постановка минных заграждений. Задача была доверена начальнику Северной группы миноносцев (Chef der Minenschiffgruppe Nord) капитану второго ранга Гансу-Каспару фон Шёнермарку. В течении трех ночей, начиная с ночи с 18 на 19 июня, вспомогательные минзаги Пройссен, Скагеррак, Версаль и Грилле, а также шесть больших тральщиков типа М-35 с базы в Пиллау, поставили 1,500 морских мин и 1,800 минных защитников. Так возникли минные поля, которые условно назвали Вартбург I, Вартбург II и Вартбург III. Они простирались от южного побережья о. Эланд до советско-германской границы. Мины также были выставлены вокруг портов и рейдов Мемеля, Пиллау и Кольберга. Это были типично оборонные заграждения, которые не оправдали возложенных на них надежд и оказались полностью бессмысленным мероприятием, так как на начальном этапе войны советские подводные лодки не появлялись в тех водах. Мало того - на минах заграждений Вартбург подорвалось несколько немецких кораблей и судов.
Постановка минных заграждений в Балтийском море сама по себе уже шаг явно недружественный по отношению к СССР, так как Германия не находилась в состоянии войны ни с одним балтийским государством, а отношения с Финляндией и Швецией складывались очень хорошо. Германскому флоту в базах южной Балтики ничто не угрожало и постановка мин в центральной части Балтийского моря могла быть оправдана только стремлением обезопасить их на случай войны с Советским Союзом. Но одновременно с постановкой заграждений Вартбург было принято решение провести подобную, но уже наступательную операцию. Она должна была парализовать действия советского флота в первый день войны, блокировать его в Финском заливе и воспрепятствовать его развертыванию на Балтике. Операция была назначена на вечер накануне войны, то есть 21 июня. В этот день немцы остановили судоходство в Балтийском море, а суда находящиеся в море получили приказ немедленно зайти в ближайшие германские, шведские или финские порты. Затем из баз в финских шхерах к вечеру на воды Финского залива стали выходить корабли двух миноносных групп для установки минных полей, которые должны пыли перегородить советским кораблям и судам пути отступления из латвийских баз в Финский залив. Из базы в Турку действовали корабли группы Север, а из базы в Порккала - корабли группы Кобра.
Первая из них состояла из минного заградителя Бруммер (трофейный норвежский Олав Трюггвасон) и двух вспомогательных минзагов, бывших пассажирских лайнеров Танненберг и Ханзештадт Данциг ранее принадлежавших компании Зеединст Остпройссен. Их сопровождали четыре морских охотника и пять малых тральщиков. Группа получила задание поставить четыре заграждения по общим наименованием Апольда к северу от острова Хийумаа (мыс Тахкуна), у входа в Финский залив. Постановка мин началась с закатом. И хотя при этом занятии германские корабли приблизились к северной оконечности острова на три с половиной мили и даже установил зрительный контакт с советскими кораблями, те так и не вскрыли истинную причину пребывания иностранных кораблей в поблизости советских берегов. В 2:31, правда, прилетели два советских самолета, которые обстреляли непрошеных гостей, но это скорее похоже на случайный инцидент чем вскрытия секретной операции, которую выполняла группа Север.
Похоже дело обстояло и с группой Кобра. В неё тоже входили реквизированные пассажирские суда Кобра, Кайзер и Кёнигин Луизе, реквизированные у компании Гамбург - Америка Лайн. Им оставили силуэты гражданских судов и только дула орудий торчащие на носовых и кормовых палубах выдавали их военное назначение. Группу сопровождало шесть морских охотников и пять малых тральщиков. Еще до выхода минзагов в море сторожевые корабли засекли у входа на рейд советский линкор идущий восточным курсом. Но так как до начала войны оставалось еще несколько часов, никаких действий ни немцы, ни финны не предприняли. Группа вышла в море с опозданием, когда уже началось смеркаться. По дороге на место постановки мин немцы несколько раз засекли разные корабли и суда, но никаких инцидентов не последовало. Видно на советских кораблях вид немецких минзагов никого не насторожил, но это объяснимо - немцы использовали для поставки мин бывшие пассажирские лайнеры.
Кобра, Кайзер и Кёнигин Луизе поставили два минных заграждения названных Корбета I и Корбета II, преграждающие Финский залив в самом узком его месте, между финским островком Юссаари и военно-морской базой Палдиски западнее Таллина. Корабли этой группы тоже наткнулись на советские корабли патрулирующие Финский залив и приблизились к берегу настолько, что береговые патрули осветили их прожекторами и пытались связаться с ними по рации. Однако всё это не помешало немцам поставить минные заграждения, хотя в создавшихся условиях не везде всё пошло по плану. Выполнив задачу корабли группы Кобра вместе с кораблями сопровождения вернулись на базу к утру 22 июня.
Кроме этих двух главных операций немцы провели в ту же ночь еще и ряд мелких минных операций с целью блокировать проходы в военно-морские базы Лиепая и Вентспилс и фарватеры в Ирбенском и Моонзунском проливах. Эти операции провели флотилии морских охотников, малых тральщиков и подводных лодок. Одна из них была осуществлена в районе севернее полуострова Ристна, перед заграждением Апольда, со стороны открытого моря. Напротив северного входа в Моонзундский пролив, разделяющий острова Хийумаа и Вормси и ведущий в Рижский залив, было установлено заграждение Гота, причем 2-я флотилия торпедных катеров вошла на мины только что поставленные группой Север и два катера, под которыми взорвались мины, взлетели на воздух вместе со своими экипажами. Таким образом гитлеровский флот понес первые потери в войне, которая должна была начаться лишь через несколько часов.
У входа в пролив Соэла, отделяющий острова Хийумаа и Сааремаа и ведущий в Рижский залив с северо-запада, были поставлены клином мины заграждения Кобург. Дальше к югу, в несколько рядов, были поставлены мины заграждения Эйзенах. Таким образом немцы старались перекрыть все входы в Рижский залив, чтобы закупорить его и блокировать находящиеся в его внутренних водах советские корабли. Немецкие подводные лодки поставили заграждение из неконтактных мин под названием Эрфурт на подходах к Вентспилсу и Лиепае. Одновременно германские самолеты сбросили несколько магнитных мин на фарватерах Таллина, Кунды и Кронштадта и в проливах Соэла и Муху. В совокупности, в последние часы перед началом войны немецкив военно-морские силы поставили на водах Финского залива и вокруг Моонзундских островов более 2,400 мин.
Кроме секретной постановки минных заграждений, германские корабли использовались в диверсионных целях. Одна из таких диверсий имела место в ночь на 20 июня 1941 г. Торпедные катера из 3-й флотилии капитан-лейтенанта Фридриха Кемнаде проникли в одну из небольших бухт у берегов Латвии. При помощи надувных лодок они высадили на берег 30 человек с задачей взорвать важные со стратегической точки зрения железнодорожные пути утром 22 июня. При этом катера наткнулись на рыбацкие лодки, что означало раскрытие пребывания германских кораблей в советских водах. Немцы не долго думая взяли рыбаков в «плен», а их лодки потопили. Так латышские рыбаки стали первыми жертвами еще не начавшейся войны.
Источники и литература:
- Н. Г. Кузнецов. Накануне. Воениздат, 1969.
- А. В. Платонов. Трагедии Финского залива. Эксмо, 2005.