Продолжаю публиковать архивы протоколов допросов свидетелей преступлений немецкой армии на оккупированной территории Советского Союза. Тяжело представить, что пережили эти люди.
№ 246
Из протокола допроса жителя сожженной деревни Слободка
Знаменского района А.П. Тимохина
6 сентября 1946 г.
ВОПРОС. Где вы находились в период оккупации немецко-фашистскими войсками деревни Слободка Слободского с/совета Знаменского района Смоленской области?
ОТВЕТ. Я находился на временно оккупированной территории немцами в своей дер. Слободка Слободского с/совета Знаменского района Смоленской области с октября месяца 1941 года по сентябрь месяц 1943 года, по день освобождения дер. Слободка.
ВОПРОС. Какие части дислоцировались в дер. Слободка, если вы знаете, то как они наименовались, и что вам известно о 268-й пехотной дивизии?
ОТВЕТ. На погонах почти во многих солдат я замечал число 268, но точно не знаю, и мало на это обращал внимание, что это значило. Также не знаю, какая дивизия дислоцировалась. Я только могу сказать, что эта дивизия в большинстве случаев занималась вопросом на облавы партизан. Я заключил, что это части стрелковые. Они, части этой дивизии, также дислоцировались вокруг села Слободки в деревнях Староселье, Ширинхино, Борисенки и т.д. Они часто уходили в эти деревни и приводили партизан в лагерь, организованный посредине села Слободка, а здесь либо расстреливали, либо оставляли на каторжные работы. Это было с начала 1942 года, приблизительно с января месяца.
ВОПРОС. Кого Вы знаете из командования или офицеров, дислоцирующих немецко-фашистских войск в дер. Слободка?
ОТВЕТ. Я только запомнил фамилию командира части, дислоцировавшейся в нашей деревне Слободка — в звании генерал Крейнер.
Других офицеров фамилий я не запомнил, я только запомнил имена двух унтер офицеров — Андриас, обер-лейтенант Отто, унтер-офицер Герман, унтер-офицер Франц. Это я запомнил хорошо, так как они расквартированы были в дер. Слободке в доме Соколовых, и проживали в дер. Слободке мало, а в большинстве случаев уезжали в соседние деревни. Также весной 1942 года, на обратном пути от Юхнова в направлении на Вязьму, была оставлена у нас одна карательная группа. Я запомнил хорошо, что они стреляли с пушек с нашей деревни в направлении дер. Староселье, что 7–8 км от дер. Слободка и 1-2 км от р. Угра, в партизан.
ВОПРОС. Что вам известно о зверствах немецко-фашистских войск в д. Слободка?
ОТВЕТ. Как я хорошо помню, в июне—феврале месяце 1942 года, жителей дер. Климов завод, а также дер. Борисенки и др. соседних деревень, так как они подозревались в связях с партизанами, приводили в дер. Слободка и заключали в концлагерь, а впоследствии, сняв с них допрос, расстреливали возле лагеря в поле. Я помню один случай, было расстреляно 6 жителей за лагерем в августе месяце 1942 года, я лично видел, они шли с работы, но командиры немецкие подали команду — повернуться кругом и их расстреляли.
ВОПРОС. Знаете ли вы фамилии немецких солдат или офицеров, кто производил расстрел?
ОТВЕТ. Фамилий я не знаю, но расстреливали трое офицеров и два солдата из этих частей, которые дислоцировались в нашей деревне, фамилии их я не знаю, но знаю то, что это делал офицер по фамилии Соломон, по имени — Гофман, а также были унтер-офицеры — одного я помню по имени Франц, и один по фамилии Витфер, а имя и отчество я не знаю.
ВОПРОС. Что вам известно о фактах зверства немецко-фашистских войск?
ОТВЕТ. В феврале 1942 г., — поскольку в нашем районе было много советских парашютистов, то я лично видел, как один унтер-офицер по имени Юнг зарезал ножом двух парашютистов. Я в это время шел с обеда на работу мимо штаба, где происходил этот случай, они были
заподозрены как евреи, потому что они с лица были черные, но впоследствии мы узнали, что они были по национальности грузины. Я лично делал для них могилу. Мне также известен факт расстрела двух парашютистов — в звании они оба были лейтенанты, это все происходило в сарае дома Алтамоновых, а кто расстреливал, мне неизвестно, так как дверь сарая была закрыта, я в это время шел по дороге мимо дома Алтамоновых и слышал их стон и крики. Эти два советских лейтенанта в сарае еще отстреливались, и кричали, что «ничего у вас не выйдет», но впоследствии был поставлен пулемет в направлении сарая, который был изрикошетен пулями. Оба лейтенанта, застреленные зимой, оставались в сарае до самой весны, так как по приказу немецкого командования хоронить до весны партизан и парашютистов не разрешали. Мне также известен факт расстрела одного лейтенанта из 33-ей армии, который был приведен к лагерю возле церкви, к березе — и показывали всем русским военнопленным и гражданам, заключенным в лагере, факт расстрела, — это было весной в конце мая месяца 1942 года, последний перед расстрелом, как я слышал, кричал «Да здравствует Сталин!» Я в это время лично наблюдал со своего крыльца дома, который расположен рядом с лагерем русских военнопленных и также советских граждан.
ВОПРОС. Кто производил расстрел советского лейтенанта и как его фамилия?
ОТВЕТ. Кто расстреливал лейтенанта, я не знаю, но знаю одного унтер-офицера Юнга, и еще один унтер-офицер, фамилию и имя которого я не знаю.
ВОПРОС. Что вам известно о фактах поджога деревни?
ОТВЕТ. При отступлении немецких частей в направлении с Юхново в Ельню и Вязьму они подложили мины в дома: так, например, в крыльце школы, в домах — в печки, под углы, и т.д. Дома на минах были подорваны, а так как шнур был проведен к магазину и частному дому около магазина, [где] в это время готовился завтрак и горело в печи, с разрушенного дома вспыхнуло пламя и сгорело 18 домов дер. Слободка.
ВОПРОС. Что вы можете еще дополнить к своим показаниям?
ОТВЕТ. Дополнить к своим показаниям я больше не могу, и других
фактов мне неизвестно. Протокол допроса записан с моих слов правильно и мне прочитан вслух.
В чем и расписываюсь Тимохин*
НАРБ. Ф. 1363. Оп. 1. Д. 1711. Л. 27–29об. Подлинник. Рукопись.