Делать подборку лучших итальянских автомобилей занятие крайне сложное: такого количества уникальных спорткаров не было ни в одной стране - как из них выбрать лучших? Maserati, Ferrari, Alfa Romeo, Fiat, Lancia, Lamborghini - названия итальянских автомобилей звучат как музыка. Их моторы звучные и гармоничные, как итальянская опера, дизайн опережает свое время, а характер горячий и страстный, как сама Италия.
Самые эмоциональные автомобили были сделаны именно в этой стране, но их все в наш топ-10, увы, не уместить.
1. Fiat 500
После Второй мировой войны по понятным причинам появился особенный спрос на дешевые и экономичные автомобили. Производители, стремясь удовлетворить современные потребности, работали над компактными недорогими моделями. Так появились Volkswagen Beetle, MINI и итальянский народный автомобиль Fiat 500. Или, как его называют на итальянском, Сinquecento.
Представленный публике как 500 Nuova в июле 1957 года, он был назван в честь популярной довоенной модели Fiat 500 Topolino и позиционировался как дешевая и практичная машина для города. Автомобиль имел несущий 2-местный 2-дверный кузов седан длиной 2,97 м. На 500 Nuova впервые в данном классе автомобилей использовалось воздушное охлаждение двигателя. 2-цилиндровый верхнеклапанный двигатель объемом 0,479 л располагался сзади и имел мощность 13 л.с. при 4000 об/мин. Максимальная скорость составляла 85 км/ч. Несмотря на миниатюрный размер, машина оказалась весьма практичной и быстро завоевала популярность в Европе. Самое главное - она посадила Италию на колеса благодаря своей доступности.
Модель агрегатировалась с механической 4-ступенчатой коробкой передач. Передняя подвеска независимая, на поперечной листовой рессоре с гидравлическими амортизаторами, задняя - на полуэллиптических рессорах. Тормоза всех колес барабанные.
"Пятисотый" неоднократно модернизировали. Осенью 1957-го началась сборка улучшенной версии. Мощность мотора увеличилась до 15 л.с., а скорость возросла до 90 км/ч. В интерьер внесли многочисленные изменения: опускающиеся боковые стекла, солнцезащитный козырек, переключатель света на рулевой колонке. В 1958 году дебютировал Fiat 500 Sport с двигателем объемом 0,5 л и мощностью 21,5 л.с. Он имел двухцветный кузов и развивал - подумать только! - 105 км/ч.
2. Ferrari F40
21 июля 1987 года в Маранелло торжественно представили новый Ferrari F40. Это последний автомобиль, созданный при жизни самого Коммендаторе. Именно его многие не без оснований считают одним из величайших суперкаров в мире. В нашем детстве на заре 1990-х Ferrari F40 смотрел на нас с плакатов, календарей и первых дефицитных импортных журналов…
В 1987-1989 гг. он носил титул самого быстрого в мире серийного автомобиля для дорог общего пользования. Изначально планировалось выпустить только 400 авто, но ввиду большой популярности было выпущено 1315 машин.
V-образную 32-клапанную "восьмерку" от GTO расточили до 2936 куб.см, а японским турбонагнетателям IHI повысили давление. Результат - впечатляющие даже сегодня 478 л.с. Чтобы получить преимущество над основным конкурентом Porsche 959, конструкторы F40 решили максимально снизить вес. Первым делом отставку получила сталь для кузовных панелей. В крайнем случае алюминий, но в основном использовались композитные материалы, включая кевлар и номекс.
Однако это было только начало. Всяческие вспомогательные инструменты вроде ABS или усилителя руля даже не рассматривались. Магнитола? Перчаточный ящик? Нет, нет и еще раз нет! "Наши клиенты устали от слишком комфортабельных суперкаров…" - так в интервью говорили представители компании, намекая на Porsche 959, который славился широким списком оснащения.
При весе 1100 кг и такой мощности суперкар имел впечатляющие характеристики: на дорожных испытаниях F40 продемонстрировал разгон до 100 км/ч быстрее чем за 3,8 секунды. Ferrari F40 был первым легально произведенным дорожным автомобилем, взявшим скоростной барьер 320 км/ч.
3. Lamborghini Countach
Сountach - это на пьемонтском диалекте итальянского языка удивленный возглас, используемый мужчинами при виде очень красивой женщины. Внешний вид этого легендарного суперкара, дебютировавшего в начале 1970-х, шокировал всех и шокирует по сей день. У одних формы Lamborghini Countach вызывал бурю восторга, у других - недовольство. Но внешний вид для того времени был крайне необычным. В рейтинге самых желанных автомобилей школьников тех лет Countach занял первое место - у каждого парня в комнате был плакат с этой легендой.
Экстравагантный кузов всегда вызывал на улицах любопытство окружающих, но автомобиль не был идеальным: серьезные проблемы с эргономикой (первые два поколения отличались чересчур низкой крышей), не самая лучшая обтекаемость, трудности при посадке в машину и т.д. и т.п.
Зато Lamborghini Countach уважали за выдающиеся для тех лет показатели скорости. Первая модификация LP400 имела 12-цилиндровый V-образный двигатель объемом 4 л, который вырабатывал 375 л.с. Благодаря ему машина разгонялась до 100 км/ч за 6,3 секунды. Максимум, которого могла достичь стрелка спидометра, составлял 290 км/ч.
4. Ferrari 250 GTO
Думаете, эту машину можно было купить, просто имея в кармане $23.000, приличную для 1960-х сумму? Нет, перед покупкой Энцо Феррари должен был одобрить покупателя после личной встречи! "Самая желаемая и ценная машина в мире!" - так говорят про Ferrari 250 GTO даже сегодня.
После триумфального ухода Ferrari 250 GTO на "пенсию" коллекционеры устроили настоящую охоту за этими машинами. Их стоимость мгновенно подскочила до сотен тысяч, а потом и до миллионов долларов. Сегодня GTO - один из самых дорогих автомобилей в мире. Например, в 2008-м одна такая машина была продана с молотка за $28,5 млн! Почти тридцать миллионов, Карл!
Под капотом суперкара красовался двигатель от Ferrari 250 Testarossa. V12 объемом 2,95 л развивал 300 л.с. при 7500 об/мин. А "жажду" его утоляли аж 6 двухкамерных карбюраторов Weber. Под стать мотору подобрали и 5-ступенчатую коробку передач. Скоростные характеристики для того времени впечатляли: до "сотни" Ferrari разгонялся за 6 секунд, максимальная официально заявленная скорость - 254 км/ч. Хотя на тестах GTO спокойно "выжимала" и больше 280 км/ч!
5. Alfa Romeo Spider
Spider - один из самых красивых Alfa Romeo прошлого. Автомобиль с классическим дизайном выпускался в 1966-1993 гг. с незначительными изменениями во внешности и технической части. Для 60-х он был весьма прогрессивным по конструкции. Четырехцилиндровый 1,6-литровый двигатель со сдвоенным карбюратором Weber развивал 109 л.с. С мотором агрегатировалась 5-ступенчатая механическая КПП, кроме того, автомобиль щеголял дисковыми тормозами и независимой передней подвеской.
Но главное - дизайн. Спорткар выглядит потрясающе. Страсть и душа, двумя словами.
6. Lancia Stratos
Легендарный суперкар Lancia Stratos изначально создавался как гоночный болид, призванный побеждать. Три чемпионских титула в командном зачете WRC (1974-1976 годы), не говоря о множестве локальных побед, являются убедительным доказательством того, что все надежды этот маленький, но "дерзкий" суперкар оправдал.Более подробно о нем можно прочитать в материале Ивана Кришкевича.
7. Lancia Delta Integrale
Delta Integrale! Просто произнесите это имя вслух - звучит, не правда ли? Без преувеличения, Lancia Delta Integrale является культовым автомобилем. Лучшие пилоты своего времени обеспечивали Lancia Delta первое место в зачете производителей WRC шесть лет подряд! Даже после ухода заводской команды из чемпионата мира по ралли гонщики частных команд одержали немало побед за рулем Lancia Delta. В 1987-1992 гг. на раллийных трассах не было автомобиля, способного навязать Lancia конкурентную борьбу.
По совокупности качеств ему не было равных. Здесь использовалась довольно сложная, но необычайно эффективная система полного привода. Lancia Delta была сложным в управлении и склонным к заносам автомобилем. Но те пилоты, которые смогли найти с ней общий язык, не оставили конкурентам практически никаких шансов.
8. Maserati Bora
Еще один культовый автомобиль - Maserati Bora. Представление Maserati Bora на Женевском автосалоне 1971 года вызвало громкий резонанс. И не только из-за внешнего вида. В его устройстве явно чувствовалось влияние нового хозяина - фирмы Citroёn.
Алюминиевый двигатель V8 с четырьмя распредвалами, расположенный продольно за сиденьями, развивал 310 л.с., максимальная скорость - 257 км/ч. На ускорение с места до "сотни" уходило менее семи секунд. Автомобиль хорошо подходил и для дальних путешествий: комфортные настройки шасси, шумоизоляция моторного отсека и наличие климатической установки делали модель удобной для пассажиров. Кроме того, Bora отличало наличие большого количества гидравлики, с помощью которой работали вентилируемые тормоза, стеклоподъемники, складные фары, регулировка сидений (по высоте), а также педального узла и рулевой колонки.
Фантастический дизайн кузова ателье Italdesign плюс прогрессивные ситроёновские технологии - секрет успеха Maserati Bora.
9. Alfa Romeo Disco Volante
Alfa Romeo Disco Volante - шедевр современного автомобильного искусства. Кузов изготавливается вручную из алюминия и углепластика, всего на ручной труд уходит более 4000 часов. 4,7-литровый V8 от Maserati издает чарующие звуки и разгоняет автомобиль до 100 км/ч за 4,2 секунды. Но главное - дизайн летающей тарелки.
Словами это не описать, просто посмотрите сюжет Джереми Кларксона. Потрясающей красоты автомобиль.
10. Ferrari La Ferrari
Еще один шедевр знаменитой итальянской компании, краса и гордость всей Западной Европы, мощный современный суперкар, который впервые был представлен на Женевском автосалоне 2013 года. Гоночное подразделение компании Scuderia Ferrari усовершенствовало кузов из 4 видов карбонового материала, с улучшенной аэродинамикой и более мощной прижимной силой. Шестилитровый V12 мощностью до 950 л.с. с электромотором, который увеличивает крутящий момент на низких оборотах, - все это дает разгон до "сотни" за 2,8 секунды и максимальную скорость 350 км/ч.