32 подписчика

Герман Гессе "Степной Волк", мысли о прочитанном.

Книга в дорогу! И дорога станет гораздо приятнее!
Книга в дорогу! И дорога станет гораздо приятнее!

Продолжаю открывать для себя, великого немецкого писателя! Вот и дошла очередь до его романа "Der Steppenwolf", написанного ещё в далёком 1927 году. Я приобрёл этот роман одновременно с его же "Демианом", так что, единственный вопрос был в том, с какого из них начать?

Так же как и "Демиан", да и "Сиддхартха", эта книга является романом-притчей, одним из моих любимых жанров! Заставляющих тебя надолго задумываться при прочтении, записывать цитаты и просто мысли, приходящие во время чтения... Да, это определённо, чрезвычайно важная для меня часть! Тем более, что я стараюсь с недавних пор, ещё и что-то записывать о прочитанных книгах, тут, на канале.

"Волк" доставил мне двойное удовольствие при прочтении, так как я взял его с собой в свой отпуск, в "тёплые" края! Пишу в кавычках, потому как апрельское море не располагает к купанию. А в это время у нас дом, стояла жара в 20 градусов и меньше чем за неделю, растаял весь снег! Но всё же, дорожная книга сделала путь туда и обратно, практически не заметным, а что ещё нужно от книги?

Не мог же я приехать назад без ещё одной книги! Правда на неё я уж обзор писать не буду! Почитаю в эстетических целях...
Не мог же я приехать назад без ещё одной книги! Правда на неё я уж обзор писать не буду! Почитаю в эстетических целях...

Итак, о сюжете, роман представляет собой, большей частью, "книгу в книге". Так как после небольшого предисловия "редактора", мы знакомимся с записками главного героя, пятидесятилетнего Гарри Галлера. Который, собственно, и величает себя Степным волком.

Почему он так себя зовёт? Всё дело в необычной философии Гарри. Он считает себя таким двоедушником, и что внутри у него, помимо самого Гарри, благовоспитанного, начитанного джентльмена; живёт ещё одна сущность, её то он и зовёт Степным волком. Потому как она воплощает в себе всё дикое, тёмное и бунташное в личности Гарри.

Говоря языком психологии (которым я впрочем не владею!), это его второе я, Тень, личность, которой он сам стыдится, и с которой борется, всю свою долгую жизнь.

Самый яркий, похожий пример, это знаменитый доктор Джекилл и Мистер Хайд. Ну хорошо! Сегодня, в нашем современном мире, самый яркий пример это комиксовый доктор Бэнер и Невероятный Халк... О Хайде и Джекилле, к сожалению, сейчас знают всё меньше!

Джекилл и Хайд, тёмная сторона личности каждого человека
Джекилл и Хайд, тёмная сторона личности каждого человека

Вот! Кстати, это ещё одна особенность Гарри, как впрочем и многих людей. Он живёт прошлым, даже не совсем прошлым, он живёт, словно на стыке эпох, старого и нового мира, поэтому, не принадлежит ни одному из них! Так для Гарри невыносим современный мир, его музыка, стиль жизни. Джазовые заведения, он обходит десятой дорогой, и считает что всё, что называют музыкой сегодня, это и не музыка вовсе, а жуткая какофония. Он грезит Моцартом и Гёте, миром старым и давно ушедшим. Помимо борьбы со своим внутренним волком, это ещё один конфликт романа.

Кстати Гарри знает что не уникален, во многих людях сидят такие вот внутренние звери. Просто они, в отличие от Галлера, живут с ними в гармонии, где Человек и Зверь не воюют, но сосуществуют. А Гарри не может мириться с таким вот расколом, он презирает в себе волчье, а волк в ответ, презирает все те условности и порядки, что так важны для Гарри-Человека!

Думаю что стык эпох и жизнь между ними, это ещё и влияние того времени, когда был написан сам роман и жил Гарри Галлер - между двумя мировыми войнами.

Возвращаясь к самому Гарри, приведу самый простой пример, как его Волк мешал ему жить, вместе с его идеализированными взглядами на прошлое: Знакомый профессор пригласил его на ужин в дом, нелюдимый Гарри, давно уже свыкшейся с капризами своего одинокого, внутреннего волка, скрепя сердце, соглашается. Но придя в гости, видит простую вещь, портрет его любимого Гёте, нарисованного хозяйкой. Этот портрет, с точки зрения Гарри, лжив и неверен, даже оскорбителен, начав с портрета, он постепенно распаляется и скандалит с профессором и уходит, говоря волчьим языком - бежит, поджав хвост, в его голове вновь роятся мысли о спасительном самоубийстве...

Степной волк собственной персоной! Фото из Яндекс Картинок
Степной волк собственной персоной! Фото из Яндекс Картинок

Хотя умирать Гарри конечно же не хочет, до одури он бегает по ночному городу, в поисках "чего-то"... и он находит это "что-то"! Его перехватывают на пороге преисподней и отчаяния, и заставляют жить и, о ужас! Наслаждаться жизнью.

Хотя роман не был бы ещё и притчей, если бы это была такая простая история. Нет! В неё достаточно места и мистике и удивительным совпадениям, необычным и загадочным персонажам и различным размышлениям, а так же, вещим снам.

К числу таких, мистических совпадений, относится и попадание в руки Гарри таинственного Трактата о Степном волке, то есть, о самом Гарри! Где неизвестный автор, обращаясь к читателям, рассказывает его историю. К тому же, высмеивает теорию Гарри о двух душах-личностях в человеке. По мнению автора, это чудовищное упрощение и человек состоит из тысяч душ и только глупый человек может запросто делить всё на хорошее и плохое, тёмное и светлое, Волка и Человека...

Пример множества личностей в одном человеке, но как и с Волком, тут тоже важна Гармония. Без неё, это будет уже болезнью!
Пример множества личностей в одном человеке, но как и с Волком, тут тоже важна Гармония. Без неё, это будет уже болезнью!

Скажу ещё пару слов о персонажах, по возможности, без крупных спойлеров! Итак, Гермина, да, несложно догадаться, что мужчину спасла женщина. Именно она и выслушала Гарри, и поняла и стала другом. Именно она заключила с ним договор и заставляет его жить и наслаждаться жизнью. Приобщила к фокстроту и джазу, а так же, танцам! О чём и не смел думать тот старый Гарри полумонах. Наконец он поняла его историю с портретом Гёте, так как и у неё имелась схожая история. И объяснила, что не только видение Гарри важно, что есть и другие точки зрения, что для кого-то, это не оскорбление, а самое настоящее искусство, ведь хозяйка любила нарисованный портрет... Да и неужели только Гарри открыта вся правда? Так Галлер поменял даже своё мнение о джазе и прочих современных веяниях. В этом ему поспособствовал ещё один интересный персонаж...

Пабло, красивый и улыбчивый саксофонист... недалёкий и пустой малый... Честно, у меня множество мыслей о том, кто такой этот герой и какова его роль, в судьбе Гарри! Мне отчего-то не хочется сейчас писать о нём, уж очень боюсь, что кто-то решит вдруг прочитать роман, а моё мнение о нём всё испортит! Правда, философские романы оставляют множество трактовок и истин... Хорошо, моё мнение, что Пабло может быть и самим Дьяволом, его бал маскарад, его театр "Только для сумасшедших", его неотступное следование за Гарри, не напрямую, но всегда рядом... Всё это навело меня при чтении на подобные мысли. Но как я и сказал, трактовок может быть множество, и как лично я узнал на примере Гарри, личное мнение не всегда правильное. Нам просто хочется, что бы именно оно было правильным!

Так же хочется сказать, что в романе присутствуют и другие размышления и мысли, конечно о войне, патриотизме и реваншизме. О новой бойне, что бы отомстить за уязвлённую, национальную гордость. О будущем, мире, где люди буквально будут воевать с машинами и с теми, кто их поддерживает. Этот эпизод очень красочно описан в грёзах Гарри в Театре. Грёзы и сны, вообще под конец действия переплетаются с реальностью, и становится сложно отличить одно от другого. Но книгу совершенно точно хочется раскрыть вновь, потому как я уверен, вернувшись к ней через некоторое время, можно увидеть нечто совсем другое!