303 подписчика

Татьяна Черниговская о пяти навыках, которым мы просто обязаны обучить наших детей

22K прочитали
Объем и доступность информации сейчас огромные. Непонятно, как в такой ситуации организовывать образование. Мы же не можем держать детей в школе 20 лет.

Объем и доступность информации сейчас огромные. Непонятно, как в такой ситуации организовывать образование. Мы же не можем держать детей в школе 20 лет. Но и делать вид, что на Ньютоне все закончилось, мы тоже не можем. В статье мы привели пять основных умений, которым мы обязаны обучить наших детей, чтобы они могли жить в современном мире. О них в одной из своих лекций рассказала профессор Татьяна Черниговская, доктор биологии и филологии, заведующая Лабораторией когнитивных исследований СПбГУ.

1. Умение понимать, а не запоминать. Однако, здесь важен баланс. «Мы же не хотим, чтобы выпускники школ и университетов были сплошные дилетанты, чтобы они ничего по-настоящему не знали. Не хотим. Но мы также не хотим, чтобы они учили, условно говоря, таблицы алгоритмов. Зачем им ее учить? Разве что с одной целью — тренировка памяти. Но тогда пусть Евгения Онегина наизусть учат».

2. Воспитание устойчивости к постоянным переменам. Ребенок должен понимать, что изменения — это рутина, а не нечто чрезвычайное. Мы живем в таком мире, где всё постоянно меняется. «Раньше, чтобы какая-то новация вошла в обиход, нужны были столетия, потом десятилетия, а потом годы. А сейчас это дни. То, что было полгода назад, уже другое, не такое, как сейчас. Технологические новшества меняются со скоростью, большей чем та, которая нужна нам, чтобы к ним привыкнуть». И это наша новая реальность.

3. Навыки проверки информации. Детей нужно специально обучать навыкам проверки той информации, которую они получают. «Мы в Петербургском университете этому учим. Мы прямо студентам говорим источники, которым доверяем: "Вот здесь лежит настоящая информация. Всему остальному, типа Википедии, верить нельзя. Там может оказаться правильная информация, но с такой же вероятностью может и неправильная"».

4. Способность учиться. «Наших детей мы должны обучить способности учиться. Как это сделать? Это новая задача. Как учить учиться? Как противостоять стрессу? Как прекратить нервничать по пустякам? Ведь, что происходит в основном с детьми? Есть очень тщеславные родители. И факт, что ребенок получил «4», а не «5 с плюсом», повергает всю семью в жесточайший стресс. Ребёнка ругают, он все время находится в состоянии мучений по поводу того, что у него не высший балл. И с ним такое происходит 10 лет обучения в школе. Теперь скажите мне, какая разница, получил он «4» или «5»? Эта разница есть, когда речь идет о ЕГЭ или каких-то олимпиадах, но не ежедневно же».

5. Способность сохранять человечность. Это очень важный навык в современном мире. «Как нам не превратиться в механических монстров, которые состязаются только с программами? Мы вообще планируем жить на этой планете, или всё компьютерам отдадим? Нам нужно договариваться, как не потерять представление о реальности. … Я нам желаю не превратиться в киборгов в прямом и переносном смысле, а остаться людьми и понимать, в том числе, тех, кого мы учим и воспитываем. Человеческое не должно потеряться».

Если статья была для вас полезной, не забывайте ставить «лайк» и подписываться на наш канал.