Накануне главной кинематографической премии года «Оскар» многие кинокритики мира все чаще стали делать свои прогнозы по поводу получения премий «Оскар» в той или иной номинации. Так, например в номинации «За лучшую мужскую роль» большие шансы имеет ветеран голливудского цеха Энтони Хопкинс за главную роль в фильме французского режиссера Флориана Зеллера «Отец».
У меня сразу же возник вопрос: «Почему фильм европейского производства получил такое признание международной кинокритики и был удостоен шести главных номинаций премии «Оскар»?» Я решил посмотреть этот фильм и своими впечатлениями поделюсь с вами в этой статье.
Иногда, чтобы правильно воспринять фильм, оценить режиссерскую работу и актерскую игру, необходимо узнать предысторию фильма, а вернее, художественное произведение, на основе которого был написан адаптированный сценарий.
В данном случае, в основе сценария лежит знаменитая театральная пьеса драматурга и режиссера Флориана Зеллера, который написал ее еще в 2012 году. Если в театральном мире он знаменитый режиссер, то в большом кино – это первая его работа.
Роль стареющего отца, которую Флориан Зеллер предложил сыграть 83-летнему Энтони Хопкинсу – мечта каждого актера, потому что она дает реализовать в полной мере богатый творческий потенциал актера преклонного возраста.
Вот, как раз об этом давайте поговорим подробнее. Начало фильма погружает нас в мир стареющего Энтони, героя Энтони Хопкинса, живущего в Лондоне и страдающего прогрессирующей старческой деменцией. Его дочь Анна, героиня Оливии Колман, ухаживает за ним и вскоре говорит отцу о том, что она встретила мужчину, которого очень полюбила и хочет переехать к нему в Париж.
Но Анну беспокоит тот факт, что отец одинок, и она не сможет навещать его каждый день. Она старается подобрать женщину, которая помогала бы отцу, покупала бы продукты и следила за тем, чтобы он вовремя принимал препараты от своей болезни. Но Энтони считает, что дочь его бросает.
Все это кажется на первый взгляд очень простым сюжетом до тех пор, пока разум старика начинают посещать различные персонажи, которые заявляют о странных вещах, происходящих вокруг него. И эти обстоятельства выводят драматургию этой истории на более сложный уровень.
Сцены следуют одна за другой. Мы видим, как Энтони прогоняет очередную женщину, уличив ее в краже часов, которые затем находит его дочь, под ванной, где старик прячет дорогие ему вещи. В его сознании появляются то бывший муж Анны – Джеймс, то будущий спутник его дочери – Пол, которые, по его мнению, стараются завладеть его квартирой, да и Анна меняет свой облик как минимум два раза. Старик в смятении, ему кажется, что вокруг него происходят странные вещи, ему трудно ладить с людьми, потому что у него другие взгляды на окружающий мир.
Флориан Зеллер, глазами главного героя, пропускает нас через ряд сцен, где он весел и обаятелен, когда он знакомится с очередной медсестрой, то вдруг становится мрачно агрессивным стариком, которого хотят лишить квартиры. Его становится жаль, как ребенка, когда он находится в клинике, чувствуя себя брошенным, ему постоянно хочется домой. Река времени несет его в даль, в которой он хочет встретить свою маму.
Создатели фильма сделали так, что реальные сцены и сцены с искаженной реальностью постоянно чередуют друг друга, и ты, как зритель сам уже с трудом понимаешь, где реальность, а где вымысел. Наверное, таким стилистическим приемом автор сценария и режиссер фильма Флориан Зеллер хотел перенести зрителя в искаженный мир главного героя, а классические оперные арии, которые периодически возникают в его сознании говорят о приближающейся разрушительной неизбежности. По-моему, это с успехом ему удалось, а уникальность сценария позволила Энтони Хопкинсу реализовать его богатый актерский потенциал на отлично.
Мне фильм очень понравился, и если почетные оскаровские академики сохранят критерии выбора предыдущего года, то фильм «Отец» получит несколько премий. А как думаете Вы? Пишите в комментариях.