Найти тему
Кем быть?

С какого возраста ребенка можно говорить о профориентации

Именно такой вопрос задали мне вчера и вдохновили меня на эту статью.

Итак..

По жизни хорошо, когда профориентация складывается, как естественный этап развития личности ребёнка. И разговор с ребенком о профессии, пути, призвании наступает сам собой.

Но для естественной ранней профориентации ребёнка, нужны определённые факторы, присутствующие с раннего детства. Перечислю то, что считаю основным.

1. Эмпатия родителей (родители видят и чувствуют потребности своего ребёнка, глядя на родителей, ребёнок тоже начинает распознавать свои чувства и потребности).

2. Родители разглядели в своём ребенке задатки и склонности и развивают их в ребёнке. И, вуаля, у ребёнка уже не задатки, а способности к определённой деятельности.

3. Родители обеспечили насмотренность ребенка разных сфер деятельности, разных ролей. Ребёнок попробовал себя в первом, втором, третьем и у него уже есть собственное отношение к первому.. второму и т.д. Благодаря насмотренности и тому, что попробовал, он знает, что ему нравится / не нравится в той или иной деятельности.

4. Уточняющие вопросы родителей, через которые ребенок начинает лучше понимать от какой деятельности он чувствует себя счастливым, реализованным, вдохновленным, а от какой несчастным и неудовлетворенным.

Все эти факторы зависят от родителей и именно благодаря им, профориентация ребёнка происходит естественным путем и ребёнок к 14 годам, как правило, сам видит свое основное направление.

Меня очень расстраивают психологи и профориентологи, которые говорят что в 14 лет ребёнок не готов выбрать себе профессию или направление... Конечно, без участия родителей, не готов.

Но за последние годы подход к детско-родительским отношениям в психологии изменился. Оставлять ребёнка наедине со своими смыслами, самому принимать решения о своем дальнейшем пути стало признаваться ошибочным.

Время показало, что дети, которым родители не оказали поддержки в понимании себя, сфер интересов и способностей, ищут себя (свое направление) лет до 30. До 30 лет они просто восполняют недостаток той насмотренности, которой их могли бы обеспечить родители.

Подход, при котором родитель в директивном порядке определяет первую профессию, тоже считается устаревшим, так как не учитывает чувств и мотивов самого ребёнка.

Современный подход в профориентации подростков базируется на эмпатии родителей, усилении родителями способностей своего ребёнка, помощи в понимании направлений, в которых ребёнок чувствует себя самореализованным, создании такой опоры в понимания себя, при которой профориентация, становится естественным этапом развития личности ребёнка.

Надеюсь, понятно написала.. 🙏

Напишите, пожалуйста в комментариях

понятно / непонятно написано,

имеет ценность/ не имеет ценности,

согласны / не согласны..

И дополните, если есть что дополнить.