МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Тестовые вопросы на знание темы: 1. Мотивация –это а) передача задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.

Тестовые вопросы на знание темы:

1. Мотивация –это

а) передача задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.

б) процесс проверки правильности принятого решения и необходимости в корректировке для достижения намеченных целей;

в) процесс побуждения себя или других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

2. Содержательные теории мотивации основываются

а) на власти;

б) на установлении потребностей и их роли мотивации;

в) на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания;

г) на принципах контроля;

д)на праве использовать ресурсы организации.

3. Процессуальные теории мотивации основываются

а) на установлении потребностей и их роли в мотивации

б) на коммуникации и принятии решений

в) на стилях лидерства

г) на соответствии полномочий и ответственности

д) на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания;

4. К мотивирующим факторам в теории Ф. Герцберга относятся все, кроме:

а) заработная плата

б) возможность роста;

в) достижения и продвижения по службе

г) ответственность

5. Согласно теории ожидания В. Врума, стимул к эффективному и качественному труду работника зависит от сочетания трех факторов, кроме одного:

а) ожидания того, что усилия приведут к желаемому результату;

б) ожидания того, что результаты повлекут за собой вознаграждение;

в) ожидания того, что усилия будут справедливо вознаграждены руководителем;

г) ожидания того, что вознаграждения будут иметь достаточную ценность.

Тестовые вопросы на знание темы: 1. Мотивация –это а) передача задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.-2

Значение мотивации. Определение.

При планировании организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать.

Тестовые вопросы на знание темы: 1. Мотивация –это а) передача задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.-3

Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников.

К сожалению, руководители часто ошибочно полагают, что если некая организационная структура или некий род деятельности прекрасно «работают» на бумаге, то они так же хорошо будут «работать» и в жизни. Но это далеко не так.

Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее.

Тестовые вопросы на знание темы: 1. Мотивация –это а) передача задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.-4

Менеджеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации.

Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

В данном контексте, то есть в отношении управления, можно дать такое определение:

МОТИВАЦИЯ – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Тестовые вопросы на знание темы: 1. Мотивация –это а) передача задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.-5

Содержательные теории мотивации

Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы.

При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.

Тестовые вопросы на знание темы: 1. Мотивация –это а) передача задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.-6

Теория потребностей по Маслоу

Одним из первых бихевиористов, из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию, был Абрахам Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий. Эта мысль была детально разработана его современником, психологом из Гарварда, Мурреем.

1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уве­ренность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.

3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, –это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижения компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5. Потребности самовыражения – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

МОТИВАЦИЯ И ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ.

По теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры.

Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней.

В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной.

Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низком уровня.

Вот что говорят в своей трактовке теории Маслоу психологи Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей: «Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лестницы факторов, определяющих поведение человека».

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. По этому и процесс мотивации поведения через потребности бес конечен.

Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу и только после еды будет пытаться построить убе­жище.

Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих.

Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться.

Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями.

Например, люди обычно начинают искать свое место в не­котором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности.

Этот тезис можно отлично проиллюстрировать на примере той большой важности, которую имеют ритуалы и социальное общение для примитивных культур джунглей Амазонки и некоторых частей Африки, хотя там всегда присутствуют голод и опасности.

Другими словами, хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею.

Более того, Маслоу отмечает: «До сих пор мы говорили, что иерархические уровни потребностей имеют фиксированный порядок, но, на самом деле эта иерархия далеко не такая «жесткая», как мы полагали. Это правда, что для большинства людей, с которыми мы работали, их основные потребности располагались приблизительно в том порядке, как мы указали. Однако, был и ряд исключений. Есть люди, для которых, например само уважение является более важным, чем любовь».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ МАСЛОУ В УПРАВЛЕНИИ.

Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе.

Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того, чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации.

Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам, даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу.

Как отмечает Теренс Митчелл: «В нашем обществе физиологические потребности и потребность в безопасности играют относительно незначительную роль дня большинства людей. Толь ко действительно бесправные и беднейшие слои населения руководствуются этими потребностями низших уровней.

Отсюда следует очевидный для теоретиков систем управления вывод о том, что потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами, чем потребности низших уровней. Этот факт подтверждается исследователями, проводившими опросы работников о мотивах их деятельности».

В итоге можно сделать вывод, что если вы руководитель, то вам нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, что бы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.

В общем виде можно перечислить некоторые способы, при помощи которых руководители могут удовлетворить потребности высших уровней у своих подчиненных в ходе трудового процесса:

1. Социальные потребности.

а. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.

б. Создавайте на рабочих местах дух единой команды.

в. Проводите с подчиненными периодические встречи и совещания.

г. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба.

д. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.

2. Потребности в уважении.

а. Предлагайте подчиненным более содержательную работу.

б. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами.

в. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.

г. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.

д. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.

е. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.

ж. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности.

3. Потребности в самовыражении.

а. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.

б. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.

в. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Исследования академика РАН СССР П.В. Симонова, профессора Стэндфордского университета Р. Сапольски и др. показывают, что потребности человека строятся с опорой на биологические центры.

Отличие человека от животных, с точки зрения биологии, – минимальное: «У нас есть те же самые основные «строительные блоки» и «водопроводные трубы», но мы используем их беспрецедентными способами» / Р. Сапольски/

Тестовые вопросы на знание темы: 1. Мотивация –это а) передача задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.-7

ПОНИМАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПОТРЕБНОСТЕЙ ТРЕБУЕТ НАУЧНОГО ПОДХОДА

Тестовые вопросы на знание темы: 1. Мотивация –это а) передача задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.-8

Схема потребностей по П.В. Симонову

Тестовые вопросы на знание темы: 1. Мотивация –это а) передача задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.-9

П.В. Симонов предложил разделить биологические потребности (врожденно заданные поведенческие программы), каждой из которых соответствуют свои мозговые центры, на 3 группы:

  1. витальные («жизненно необходимые»)
  2. зоосоциальные («внутривидовое взаимодействие»)
  3. саморазвития («направлены в будущее»).
Тестовые вопросы на знание темы: 1. Мотивация –это а) передача задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.-10

Потребность определяют как «избирательную зависимость организма от определенных факторов внешней или внутренней среды».

Биологические потребности являются врожденной основой нашего поведения – мы генетически настроены на то, чтобы стремиться их удовлетворять:

  • Удается – испытываем положительные эмоции;
  • Не удается – отрицательные.
Тестовые вопросы на знание темы: 1. Мотивация –это а) передача задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.-11

Двухфакторная теория Герцберга

Во второй половине 50-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Эта группа исследователей попросила ответить 200 инженеров и конторских служащих одной крупной лакокрасочной фирмы на следующие вопросы: «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?» и «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно плохо?»

Согласно выводам Герцберга, полученные ответы можно подразделить на две большие категории, которые он назвал «гигиеническими факторами» и «мотивацией».

Тестовые вопросы на знание темы: 1. Мотивация –это а) передача задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.-12

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а МОТИВАЦИИ с самим характером и сущностью работы.

Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой.

Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворенность работой и не могут мотивировать человека на что-либо.

В отличие от этого, отсутствие или неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.

В таблице приведены результаты экспериментального исследования, в рамках которого работники сами ранжировали те характеристики работы, которые могут заставить повысить их отдачу или привлекательность труда.

Вот как Герцберг описывал соотношение между удовлетворенностью и неудовлетворенностью работой: «Результаты нашего исследования, а также результаты, полученные мною в ходе обсуждений с другими специалистами, использовавшими совершенно иные методы позволяют заключить, что факторы, вызывавшие удовлетворение работой и обеспечивавшие адекватную мотивацию – это иные и существенно отличные факторы, чем те, которые вызывают неудовлетворение работой, по скольку при анализе причин удовлетворенности или неудовлетворенности работой приходится рассматривать две различные группы факторов, то, следовательно, эти два чувства не являются прямо противоположными друг другу.

Обратным чувству удовлетворения от работы является его отсутствие, а не неудовлетворенность. Обратным чувству неудовлетворенности является, в свою очередь его отсутствие, а не удовлетворение работой».

Тестовые вопросы на знание темы: 1. Мотивация –это а) передача задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.-13

СОПОСТАВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЙ ПОТРЕБНОСТЕЙ.

Теория мотиваций Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу. Гигиенические факторы Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем, а его мотивации сравнимы с потребностями высших уровней Маслоу.

Но в одном пункте эти две теории резко расходятся. Маслоу рассматривал гигиенические факторы как нечто, что вызывает ту или иную линию поведения. Если менеджер дает рабочему возможность удовлетворить одну из таких потребностей, то рабочий в ответ на это будет работать лучше.

Герцберг же, напротив, считает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой.

ПРИМЕНИМОСТЬ ТЕОРИИ ГЕРЦБЕРГА В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ.

Согласно теории Герцберга, наличие гигиенических факторов не будет мотивировать работников. Оно только предотвратит возникновение чувства неудовлетворенности работой.

Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов.

Многие организации попытались реализовать эти теоретические выводы посредством программ «ОБОГАЩЕНИЯ» тру да. В ходе выполнения программы «обогащения» труда, работа перестраивается и расширяется так, чтобы приносить больше удовлетворения и вознаграждений ее непосредственному исполнителю.

«ОБОГАЩЕНИЕ» труда направлено на структурирование трудовой деятельности таким образом, чтобы дать почувствовать исполнителю сложность и значимость порученного ему дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонности и рутинных операций, ответственность за данное задание, ощущение того, что человек выполняет отдельную и полностью самостоятельную работу.

Хотя концепция «ОБОГАЩЕНИЯ» труда весьма успешно используется во многих ситуациях, но когда мы рассмотрим ее подробно, станет понятно, что она подходит для мотивации не всех людей.

Для того чтобы использовать теорию Герцберга эффективно, необходимо составить перечень гигиенических и особенно мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.

КРИТИКА ТЕОРИИ ГЕРЦБЕРГА.

Хотя эта теория эффективно использовалась в ряде организаций, в ее адрес раздавались и критические замечания. В основном они были связаны с методами исследований.

Действительно, когда людей просят описать ситуации, когда им бывало хорошо или плохо после выполнения работы, то они инстинктивно связывают благоприятные ситуации с ролью своей личности и объектов, которые они контролируют, а неблагоприятные – с ролью других людей и вещей, которые объективно от опрашиваемых не зависят.

Таким образом, результаты, которые получил Герцберг, были, по крайней мере частично, результатами того, как он за давал вопросы.

Суммируя результаты обзора 31 исследования, посвященного теории Герцберга, Хаус и Вигдор отмечают: «Один и тот же фактор может вызвать удовлетворение работой у одного человека и неудовлетворение у другого, и наоборот».

Таким образом, и гигиенические факторы, и мотивирующие могут являться источником мотивации и зависит это от потребностей конкретных людей.

Поскольку у разных людей разные потребности, то и мотивировать разных людей будут разные факторы.

Кроме того, Герцберг предполагал наличие сильной корреляции между удовлетворением от работы и производительностью труда. Как показывают другие исследования, такая корре­ляция существует далеко не всегда.

Хеллригел и Слокам отмечают в этой связи: «Отсутствие какой-либо однозначной взаимосвязи между отношением к работе и производительностью труда можно проиллюстрировать на примере тех работников, которые весьма удовлетворены своей работой потому, что у них есть широкие возможности для социального общения с коллегами, но мотивов для повышения производительности труда практически нет. Другими словами, повышение производительности относится к разряду вторичных среди целей, которые преследуют такие работники, приходя на работу. Усиление мотивирующих факторов не всегда приводит к повышению производи тельности».

Например, человек может любить свою работу потому, что он считает коллег друзьями и, общаясь с ними, он удовлетворяет свои социальные потребности. Вместе с тем, такой человек может считать болтовню с коллегами более важным делом, чем выполнение порученной ему работы.

Таким образом, несмотря на высокую степень удовлетворения работой, производительность может оказаться низкой.

В силу того, что социальные потребности играют очень важную роль, введение таких мотивирующих факторов, как усиление ответственности за порученное дело, может не оказать мотивирующего воздействия и не привести к росту производи тельности.

Это будет именно так, особенно в том случае, если другие работники воспримут возрастание производительности труда данного работника как нарушение негласно установленных норм выработки.

Все эти критические замечания ясно показывают, что моти­вацию надо воспринимать как вероятностный процесс. То, что мотивирует данного человека в конкретной ситуации, может не оказать никакого воздействия на него в другое время или на другого человека в аналогичной ситуации.

Таким образом, хотя Герцберг и сделал важный вклад в понимание мотивации, его теория не учитывает многих переменных величин, определяющих ситуации, связанные с ней.

Тестовые вопросы на знание темы: 1. Мотивация –это а) передача задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.-14

Впоследствии исследователям стало понятно, что для того, чтобы объяснить механизм мотивации, необходимо рассмотреть многочисленные поведенческие аспекты и параметры окружающей среды. Реализация этого подхода привела к созданию процессуальных теорий мотивации.

Процессуальные теории мотивации

Их применение в практике.

Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения.

Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям, поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.

Тестовые вопросы на знание темы: 1. Мотивация –это а) передача задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.-15

Имеется три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости

Тестовые вопросы на знание темы: 1. Мотивация –это а) передача задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.-16

Теория ожиданий

ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЙ, часто ассоциирующаяся с работами Виктора Врума, базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели.

Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.

ОЖИДАНИЯ. Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Большинство людей ожидают, например, что окончание университета позволит им получить лучшую работу и что если работать с полной отдачей, можно продвинуться по службе.

При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда – результаты; результаты – вознаграждение и валентность (неудовлетворенность вознаграждением).

Ожидания в отношении затрат труда – результатов (3-Р) – это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Так, например, коммивояжер может ожидать, что если он обзвонит на 10 человек больше в неделю, чем обычно, объем продаж возрастет на 15%. Менеджер может ожидать, что он получит высокую оценку своей деятельности, если затратит дополнительные усилия и напишет все справки и отчеты, требуемые начальством. Рабочий на заводе может ожидать, что если он будет производить продукцию высокого качества с минимальным количеством отходов сырья, это позволит ему повысить свой разряд.

Конечно, во всех приведенных примерах люди могут и не рассчитывать на то, что их усилия приведут к желаемым результатам. Если люди чувствуют, что прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами нет, то, согласно теории ожидания, мотивация будет ослабевать.

Тестовые вопросы на знание темы: 1. Мотивация –это а) передача задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя ответственность за их выполнение.-17

Отсутствие взаимосвязи может произойти из-за неправильной самооценки работника, из-за его плохой подготовки или неправильного обучения, или же из-за того, что работнику не дали достаточно прав для выполнения поставленной задачи.

Ожидания в отношении результатов – вознаграждений (Р-В) есть ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов.

Продолжая приведенные выше примеры, отметим, что при повышении объема продаж на 15% коммивояжер может ожидать 10%-ной премии или права вступить в привилегированный клуб. Менеджер может ожидать, что в результате предпринятых им усилий, он будет оценен руководством как высококвалифицированный специалист и получит продвижение по службе и связанные с этим льготы и привилегии. Рабочий может ожидать, что, повысив свой разряд, он будет получать более высокую заработную плату или станет бригадиром.

В этом случае, так же как и в предыдущем, если человек не будет ощущать четкой связи между достигнутыми результатами и желаемым поощрением или вознаграждением, мотивация трудовой деятельности будет ослабевать.

Так, например, если коммивояжер будет уверен, что 10 дополнительных звонков в день действительно приведут к увеличению объема продаж на 15%, то он может и не звонить, если считает, что вероятность адекватного вознаграждения за достигнутые результаты достаточно мала.

Аналогично, если человек уверен, что достигнутые результаты будут вознаграждены, но при разумной затрате усилий ему этих результатов не достичь, то мотивация и в этом случае будет слабой.

Третий фактор, определяющий мотивацию в теории ожидания – это валентность, или ценность поощрения или вознаграждения. Валентность – это предполагаемая степень относи тельного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения.

Поскольку у различных людей потребности и пожелания в отношении вознаграждения различаются, то конкретное воз награждение, предлагаемое в ответ на достигнутые результаты, может и не иметь для них никакой ценности.

Продолжим наши примеры. За выполненную работу менеджер может получить прибавку к жалованью, в то время как он рассчитывал на продвижение по службе или более интересную и сложную работу, или же на большую степень уважения и признания его заслуг.

Если валентность низка, то есть ценность получаемом вознаграждения для человека не слишком велика, то теория ожиданий предсказывает, что мотивация трудовой деятельности и в этом случае будет ослабевать.

Если значение любого из этих трех критически важных для определения мотивации факторов будет мало, то будет слабой мотивация и низки результаты труда.

Соотношение этих факторов можно выразить следующей формулой:

Мотивация = 3-Р × Р-В × валентность.

ПРИМЕНИМОСТЬ ТЕОРИИ ОЖИДАНИЙ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ.

Менеджерам, которые стремятся усилить мотивацию рабочей силы, теория ожиданий предоставляет для этого различные возможности. Поскольку разные люди обладают раз личными потребностями, то конкретное вознаграждение они оценивают по-разному.

Следовательно, руководство организации должно сопоставить предлагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и привести их в соответствие. Довольно часто вознаграждение предлагается до его оценки работниками.

Для эффективной мотивации менеджер должен установить твердое соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением. В связи с этим необходимо давать вознаграждение только за эффективную работу. Менеджеры должны сформировать высокий, но реалистичный уровень результатов, ожидаемых от подчиненных, и внушить им, что они могут их добиться, если приложат силы. То, как работники оценивают свои силы, во многом зависит от того, чего ожидает от них руководство.

Анализируя эту проблему. Стерлинг Ливингстон, известный своими работами в области теории и практики управления, отмечает: «Взаимоотношения начальников и подчиненных во многом определяются тем, чего ожидают начальники от них. Если уровень ожиданий руководителя высок, производительность подчиненных, вероятно, будет отличной. Если же его ожидания не слишком велики, то и производительность скорее всего будет низкой. Все происходит так, как если бы был такой закон, что результативность труда подчиненных должна соот­ветствовать ожиданиям начальника.

Мощное воздействие, оказываемое ожиданиями одного человека на поведение другого, давно уже признано физиологами и бихевиористами, а с недавних пор и педагогами. Но идею о том, что ожидания руководства могут оказывать заметное воздействие на результативность работы одного человека иди целой группы подчиненных, до последних лет поддерживала только узкая группа специалистов».

Следует помнить, что работники сумеют достичь уровня результативности, требуемого для получения ценного вознаграждения если делегированный им уровень полномочий, их профессиональные навыки достаточны для выполнения поставлен ной задачи.

Экспериментальные исследования обычно свидетельствуют в пользу теории ожидания. Некоторые критики этой теории призывают, однако, к проведению таких экспериментальных исследований, которые сумели бы учесть конкретные особенности как отдельных людей, так и организаций. Другие специалисты считают, что необходимо уточнить и доработать технические, концептуальные и методологические основы теории ожиданий.

Литература

  1. ВудкокМ., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика: Пер. с англ. - М.: Дело, 1991. - 320 с.
  2. Климов Е.А. Психология профессионализма.- М., 1996
  3. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 1998. - 400 с.
  4. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 423 с.
  5. Видео: Потребности человека. Лекция «Мозг: общие принципы. Центры потребностей» / Дубынин В.А. – доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных Биологического факультета МГУ. (19:04) [Электронный ресурс] – https://youtu.be/ejmiYbbRnSc?t=4202
  6. Курс лекций «Физиология потребностей», 2020 . Лектор: профессор Дубынин В.А. [Электронный ресурс] – https://clck.ru/rf3dZ
  7. ... способность понимать, «что индивид не знает о том, что индивид знает о том, что тот индивид понимает что-то о том индивиде». [Электронный ресурс | Методические материалы ОЗиЗ | Яндекс Дзен ] – https://clck.ru/rf3Yh

Содержание канала