4,3K подписчиков

Крамольные мысли о детской литературе (далее - о Владиславе Крапивине в ней)

1,8K прочитали
Об этом, впрочем, чуть дальше
Об этом, впрочем, чуть дальше

Оговорюсь сразу. Предмет этих заметок – творчество упомянутого писателя в советский период. Постсоветских произведений я не читала, и они не имеют ровно никакого отношения к тому, что меня сейчас заинтересовало.

Напомню, что детская литература – ребенок в мировой культуре поздний, и, как это случается с поздними детками, хилый. Века полтора и более тому дети и взрослые читали «общие» книги. (Того, что детской невинности может повредить, и взрослые не очень ждали увидеть на печатных страницах. Вспомните, в каких трепетных иносказаниях Диккенс пишет о выкидыше у Доры. Я читала это лет в одиннадцать, ровно ничего не поняла, кроме того, что Дора заболела и умирает, но восприятию книги это нимало не повредило). Александр Дюма, Фенимор Купер, Вальтер Скотт, Жюль Верн, Роберт Льюис Стивенсон, сэр Артур Конан-Дойл, Марк Твен – всё это «откочевало в детскую» лишь к концу XIX столетия. Но традиция «общих» книг не завершилась. Льюис с его «Нарнией», Честертон с патером Брауном, Эдгар По, Толкин со всей эпопеей, да, собственно, и Гарри Поттер – всё это книги «общие». А это уже ХХ век.

Возможно, я кого-то шокирую, но я пребываю в основательной уверенности, что детская литература по большому счету не так уж и нужна. (Не без исключений из правила, конечно).

У нас одной из первых была графиня Сегюр-Ростопчина, писавшая жуткую тягомотину про бедных сироток. Но основной принцип у нее прописан четко: детская литература предпочитает писать про детей.

Детям о детях. Опять же – есть исключения, но я считаю этот принцип порочным. Нормальному ребенку неинтересно читать про других детей. Если, конечно, они не – титулованные особы (О, «Маленький герцог» Йонж, о, «Маленький хромой принц» Мьюлок! Последний существует только в моем и моей племянницы переводе, вызванном к жизни сентиментальными воспоминаниями о том, как отец переводил мне это с листа). Если они – не обитатели древних миров (какая у нас с сестрой была прекрасная коллекция книг «День египетского мальчика», «Приключения доисторического мальчика» и др.!) Если с детьми не происходит сверхъестественного («Чёрная курица»!!). Тогда – да-с, а так – гиль. «Том Сойер» книга гениальная, но вот – детская ли? Ребенку неинтересно читать о тех, в кого нельзя поиграть. А зачем ребенку играть в Тома, который играет в пиратов? Том тут – ненужный посредник. Лучше поиграть сразу в пирата, а не в Тома. Том находит клад? Лучше самому – с лопаточкой в лес (через кладоискательство обычно проходят в каком-то возрасте все), да и вообще клад Тома в сравнение не идет с кладом Монте-Кристо.

Вот это было да...
Вот это было да...

Марк Твен – писатель куда менее «детский», чем Вальтер Скотт.

Складывается впечатление, что последние сто лет детей упорно «подсаживали» на чтение о себе. Кого-то и приучили.

В СССР детская литература приняла гигантские очертания. Думается, нигде ее не существовало в ХХ столетии в таком количестве. В мои школьные годы прилавки книжных магазинов ломились от книг для детей о детях. Жизнь класса, учителя, двоечники-отличники, нахулиганил один, а обвинили другого, неповинного, плохое влияние плохих, хорошее влияние хороших… Мы разгребали эти завалы, с упорством археолога изыскивая обложки с боевыми слонами и катапультами. Или, если уж совсем повезет, с роботами.

Всё это еще и экранизировалось тоннами... Настю примут в пионеры, Настю не примут в пионеры...
Всё это еще и экранизировалось тоннами... Настю примут в пионеры, Настю не примут в пионеры...

Эти легионы детписателей, более или менее художественно пережевывающих то, чего нам и так хватало с переизбытком (школьную жизнь), никем не запоминались. За одним исключением. Особое положение занимал Владислав Крапивин, которого издавали больше всех и повсеместно рекомендовали. Представляется, что неслучайно. Тогда не существовало слова «раскрученный», но он был именно это самое слово. Помню эти противные листочки тонкой бумаги, которые нам в младших классах раздавали для «рекомендуемого чтения летом». На последнем уроке, брр… Списки странички на три состояли из того, что мы давно уже прочли, или из того, без чего могли превосходно обойтись. Крапивин в них занимал – до четверти списка. Похоже, он прочно занимал позицию «Гайдара семидесятых».

И сходства много больше, чем представляется тем, кто и сегодня убежден «Крапивин – это вне идеологии, это – про другое».

Что же – посмотрим, насколько хороша моя память применительно к детским годам. Думается всё, что мне надо, найдется сейчас в сети.

Это была присказка.

изображения взяты из открытого доступа