Персидская армия состояла из пехоты, конницы и иногда верблюдов и колесниц, которых сопровождало большое количество невооруженной обслуги. После столкновения с греками персы также включили в свою армию порабощенным и наемных греческих воинов. Со временем не только персидские сатрапы в Анатолии и Леванте, но также и сам Великий царь стали нанимать греческих воинов в качестве личных телохранителей, предоставляя им хорошее питание, а также ежемесячную плату.
Организация армии была основана на десятичной системе исчисления. Десять воинов составили основную тактическую единицу — датхабам (десятку); десять таких отрядов составляли сотню — сатабам; десять сотен — хазарабам; и, наконец, десять хазарабамов баиварабам.
Обучение персидской знати было тяжелым. После первых пяти лет, проведенных вдали от отцов под попечением матерей и других женщин, их начинали готовить к карьере солдат и лидеров. Молодых персов обучали выносливости, плаванию, уходу за лошадьми, обработке земли, уходу за скотом, различным кустарным промыслам и боевым навыкам. Они обучались искусству преследования — и пешими, и конными, стрельбе из лука, метанию копья и дротика, а также методам выживания в неблагоприятных условиях. Много времени уделялось охоте, которая, как считалось, готовила молодого аристократа к трудностям военной службы. В возрасте 20 лет молодой перс поступал на военную службу, которая длилась до тех пор, пока ему не исполнялось 50 лет. Он проходил тренировки и как всадник, и как пехотинец. Даже сам Великий царь получил в юности ту же самую подготовку, что и вся персидская аристократия.
Основой персидской армии V века до н.э. был пеший воин. Он был вооружен длинным, прямым, обоюдоострым кинжалом, коротким копьем с деревянным древком и металлическим наконечником, и окованным дальним концом, который служил своеобразным противовесом. Также он имел колчан, полный стрел из тростника с бронзовыми или железными наконечниками, и композитный лук.
Персы также использовали боевые топоры, у которых была длинная, тонкая рукоять с тяжелым обухом и острозаточенным лезвием, перерубавшим любой металл тонкой толщины. В защите персидский пехотинец полагался прежде всего на свою быстроту и плетеный щит. Он обычно изготовлялся из тростника, перетянутого полосками сыромятной кожи: объединенные вместе, эти материалы давали неплохой эффект, и щит успешно защищал воина от стрел противника. Щит мог быть небольшим, в форме полумесяца (лучами вниз) или же большим и прямоугольным. Последний устанавливался на основании, давая возможность лучнику стрелять по врагу, оставаясь в относительной безопасности.