20,5K подписчиков

Как гнобили «Жестокий романс» Рязанова и прославляли классическую версию 1936 года. Прямо как мы сейчас с «Угрюм-рекой»

660 прочитали
«Бесприданница», 1936 г. и «Жестокий романс», 1984 г. // фотокадры kulturologia.ru, kinopoisk.ru
«Бесприданница», 1936 г. и «Жестокий романс», 1984 г. // фотокадры kulturologia.ru, kinopoisk.ru

«Бесприданнице» Островского с театральными постановками и экранизациями не везло с самого начала, и еще при жизни автора первые постановки пьесы были приняты в штыки как критиками, так и зрителями.

Критики тех лет писали, что:

драматург утомил всю публику вплоть до самых наивных зрителей.
Жестоко ошибается тот, кто ждал нового слова, новых типов от почтенного драматурга; взамен их мы получили подновлённые старенькие мотивы, получили множество диалогов вместо действия.

Вера Комиссаржевская в роли Ларисы Огудаловой // фото: culture.ru
Вера Комиссаржевская в роли Ларисы Огудаловой // фото: culture.ru

Лишь через десять лет после смерти Островского пьесу возродила Вера Комиссаржевская, которая, судя по всему, трактовала образ Ларисы точно так же, как и Эльдар Рязанов. Лариса Огудалова здесь не наивная, погубленная расчетливой матерью и похотливыми мужчинами девица, а символ чего-то иного, непознанного, неназванного, что выше всей этой пошлости, расчетливости, провинциальных сплетен и мелких гнусных страстишек.

Островский как раз об этом и писал: что во всех людях есть что-то высшее, а не только похоть и расчет. Только люди это высшее в себе убивают.

Гузеева и Фрейндлих: контраст отточенного профессионализма и восторженной неопытности // фотокадр kinopoisk.ru
Гузеева и Фрейндлих: контраст отточенного профессионализма и восторженной неопытности // фотокадр kinopoisk.ru

Рязанов буквально принудил совсем тогда юную и неопытную актрису Ларису Гузееву сыграть именно это — парящий над основным сюжетом образ чего-то неземное, воздушного, эфемерного и в финале убитого.

Гузеева рассказывала, как Эльдар Александрович заставлял ее плакать: просто вставал рядом и начинал плакать сам.
Лариса Гузеева на съемках «Жестокого романса». Нелегко ей пришлось, ой как нелегко // фото: Igor Gnevashev/Russian Look/www.globallookpress.com
Лариса Гузеева на съемках «Жестокого романса». Нелегко ей пришлось, ой как нелегко // фото: Igor Gnevashev/Russian Look/www.globallookpress.com

До Рязанова «Бесприданницу» уже экранизировали. В 1936 году фильм по пьесе снял Яков Протазанов. И эта экранизация тоже была воспринята критиками в штыки:

фильм даёт лишь слащаво-сентиментальную историю несчастной любви Ларисы к Паратову;
Паратов в фильме измельчён. Из роли вытравлены черты, характеризующие Паратова как человека большой воли и незаурядного ума.

Но к 1984 году, когда на экраны вышел «Жестокий романс» Рязанова, «Бесприданница» Протазанова уже была всеми почитаемой классикой. И настала очередь Рязанова держать ответ за «опошлении исходной пьесы и глумление над русской классикой».

Карандышев и Огудалова 1984 и 1936 годов // фотокадры kino-teatr.ru
Карандышев и Огудалова 1984 и 1936 годов // фотокадры kino-teatr.ru

Досталось и Ларисе Гузеевой, которую обвиняли в неопытности и неумении передать, чем же ее героиня так привлекает мужчин.

И в самом деле совершенно не понятно, чем тут мужчин привлекать // фотокадр: kinopoisk.ru
И в самом деле совершенно не понятно, чем тут мужчин привлекать // фотокадр: kinopoisk.ru

Для вчерашней выпускницы вуза это была самая первая роль в кино, если не считать эпизодического появления в «Месте встречи...». Вся киногруппа «Жестокого романса» сетовали на полную профессиональную беспомощность Гузеевой. Но именно эта неискушенность и делает созданный актрисой образ таким странным, отстраненным, не от мира сего.

Маститые актеры и начинающая Гузеева в главной роли // фотокадр: kinopoisk.ru
Маститые актеры и начинающая Гузеева в главной роли // фотокадр: kinopoisk.ru

Героя же Михалкова Паратова обозвали русским плейбоем, а Рязанова обвинили в чуть ли не в прославлении этого образа.

Паратов и Лариса и Паратов и Лариса почти полвека спустя // фотокадры: sites.google.com, kino-teatr.ru
Паратов и Лариса и Паратов и Лариса почти полвека спустя // фотокадры: sites.google.com, kino-teatr.ru

У Островского Паратов тоже далеко не исключительно отрицательный персонаж. Но Михалков своего героя сделал на редкость обаятельным. Таким за умение красиво жить прощается все, в том числе и развращение благонравных девиц.

Рязанов учит Михалкова, как играть русского плейбоя. Хотя вряд ли Михалкова надо было этому учить // фото: Малышев Николай, ТАСС, mir24.t
Рязанов учит Михалкова, как играть русского плейбоя. Хотя вряд ли Михалкова надо было этому учить // фото: Малышев Николай, ТАСС, mir24.t

А теперь угадайте, что ставили Рязанову и актерам «Жестокого романса» в пример и за попрание каких классических идеалов им так доставалось? Конечно же, это была экранизация 1936 года, которую всего каких-то полвека назад тоже как только не ругали, не осуждали, не принижали.

Гузеева рассказывала, как Эльдар Александрович заставлял ее плакать: просто вставал рядом и начинал плакать сам.-10

Еще на канале по теме: