Найти тему
17,7K подписчиков

Доставщики в шахте зараз выдали весь порожняк. Главный инженер заметил.

2,5K прочитали
До конца смены остаётся час, весь порожняк стоит в заезде. Остаётся лишь по уклону выдать его на верхний горизонт и всё – наряд выполнен. Однако выдавать можно только по два вагона, больше нельзя.

История со слов отца, когда он работал на доставке. Работали вдвоём. Выдалась у них однажды смена, когда пришлось опустить несколько единиц с лесом и оборудованием, доставить в лаву, разгрузить и выдать порожняк обратно наверх. Отработали слаженно – на лебёдках трос не шкивился, вагоны не бурились. Всё нормально, тем не менее вся смена на бегу, рубашка мокрая от пота.

Итак, до конца смены ещё час остаётся, в заезде стоит весь порожняк – шесть единиц. Остаётся лишь по уклону выдать их на верхний горизонт и всё – наряд полностью выполнен. Выдавать можно только по два вагона, больше нельзя. Отец говорит напарнику:

– Ты на два года старше меня, оставайся здесь, цепляй вагоны. А я пешком пойду на верхнюю лебёдку, последней ходкой тебя вывезу.

Напарник не возражал. Первая смена, лента по уклону не работала, поэтому волей-неволей пришлось отцу подниматься к лебёдке пешкодра по трапам. Хотя время ещё есть, всё же нужно поторапливаться – как-никак предстоит сделать несколько подъёмов-спусков. Поднялся отец наверх, пар пышет словно из парной вышел, пот ручьём бежит. Дал сигнал своему напарнику внизу, что готов тянуть первые два вагона. Напарник ответил двумя короткими сигналами – тяни на себя медленно, нужно из заезда до стрелки потихоньку пройти поворот. Отец встал за рычаги лебёдки, два коротких и поехали тихо-тихо. Виток за витком трос начал наматываться на барабан, вагоны поехали. Лебёдка мощная, чёрта с рогами утащит. Тем не менее, чувствует отец, что что-то не так, для двух вагонов тяжеловато вагоны идут. Однако напарник никаких сигналов не даёт, значит, должно быть всё нормально.

Не первый раз стоит за рычагами лебёдки, по количеству оборотов барабана уже знает примерно когда второй вагон минует стрелку. И вроде бы стрелку уже должны проехать, а сигналов от напарника всё нет и нет. Закралась в голову шальная мысль – неужто все шесть вагонов зацепил? Они же тут на стрелке перед лебёдкой не поместятся!

Раздался длинный одиночный сигнал. Отец остановил подъём, не выключая лебёдки ждёт дальнейших сигналов от напарников. Прозвучали два длинных сигнала – можно тянуть на полной скорости. Дав ответные сигналы, отец зажал на полную фрикцион и наблюдает за равномерной намоткой троса, изредка поглядывая в черноту уклона.

Спустя несколько минут далеко-далеко внизу показался свет. Понятно – напарник выезжает. А если выезжает, значит, прицепил весь порожняк.

Вытянул порожняк к лебёдке, остановил у стрелки. Так и есть – все шесть единиц! Обращается к напарнику:

– Ты зачем все вагоны прицепил?

Напарник устало махнул рукой:

– Да что-то запарились мы сегодня, решил поскорее покончить с подъёмом.

Отец недоумевает:

– Ты же знаешь, что шесть единиц не помещается.

Напарник соглашается:

– Конечно, знаю. Последней площадка зацеплена, она лёгкая, её можно руками перекинуть. Не справимся что-ли?

Отец кивнул:

– Ладно, давай попробуем.

Опять встал за рычаги, потянул медленно-медленно. Стрелку проехали первый, второй, ..., пятый. Выше тянуть уже некуда, верхние скаты первого вагона остановились на самом-самом крае рельсового пути перед лебёдкой. Последняя площадка передними скатами встала на стрелке, задние скаты надо перекидывать. Подошли, ухватились за буфер, поднатужились и на «Раз-два, взяли!» перебросили площадку с уклона на заезд. В общем, получилось.

Отец снова пошёл на лебёдку, напарник остался у вагонов. В заезде мелькнул свет – не вовремя кто-то «нарисовался». Ну да ладно! Три коротких сигнала, чтобы «нарисованный» отошёл подальше, и потихонечку поехали вниз в заезд. Опустили без приключений, трос ослаб и лёг на почву. Всё, наряд полностью выполнен!

Со спокойной душой доставщики пошли ближе к дому, а идти как-раз через заезд мимо своего порожняка. Подходят, около вагонов стоит главный инженер, ждёт шахтёров. Увидев перед собой второе лицо шахты, доставщиков прошиб холодный пот – влипли так влипли. Инженер спокойно спрашивает:

– Всё нормально?

Не поняв что к чему, отвечают:

– Нормально.

Так же спокойно инженер загадочно произнёс:

– Ну и хорошо.

Более не сказав ни слова, он по заезду поднялся к уклону и по трапам пошёл вниз. Отец и напарник пошли своей дорогой.

Фото: Александр Наумов. Снимок не имеет прямого отношения к истории, а лишь косвенно иллюстрирует публикацию.
Фото: Александр Наумов. Снимок не имеет прямого отношения к истории, а лишь косвенно иллюстрирует публикацию.

Спустя какое-то время (месяц или два – не суть важно) понадобилось опустить что-то неподъёмное. В принципе, опустить-то можно всё что угодно, но тут задача была не совсем обычная. Решают вопрос в кабинете директора что и как сделать, но больше интересует – справятся ли доставщики? Инженер уверенно говорит:

– Доставщики ещё те архаровцы. Они справятся, коли умудрились зараз шесть единиц по уклону выдать и на стрелке не застряли.

Директор дал «добро» начальнику участка:

– Пусть опускают. Они ребята опытные, справятся.

На наряде начальник поведал разговор в кабинете директора, погрозил пальцем:

– Додумались у инженера на глазах по шесть единиц выдавать! С ума сошли! И мне ни слова не сказали. А я и знать ничего не знаю. Что б у меня...

Доставщики стали оправдываться:

– Да где ж на глазах? Специально, что-ли? Мы его не видели...

Начальник перевёл дух, успокоил их:

– Да не переживайте, я ж не ругаюсь. Тут вам такой наряд...

И поставил им новую задачу. Что опускали, не знаю. Отец давно рассказывал, когда я ещё в школе учился. С нарядом они тогда справились.

До конца смены остаётся час, весь порожняк стоит в заезде. Остаётся лишь по уклону выдать его на верхний горизонт и всё – наряд выполнен. Однако выдавать можно только по два вагона, больше нельзя.-3