Компания YellowRockets при поддержке Платформы НТИ и партнеров организует экспедицию «Инновационная Россия — 2021». Инвесторы и представители венчурного рынка проедут более 10 000 км от Сахалина до Калининграда, чтобы увидеть, как сегодня выглядит инновационная Россия, и собрать лучшие практики для развития инновационных экосистем в регионах.
Основатель и CEO YellowRockets Сергей Богданов поделится, какой эффект он ждет от путешествия и как Точки кипения могут повлиять на развитие инноваций и стартапов.
Как придумали экспедицию
Все довольно просто. У меня есть блокнот с целями на жизнь. Одна из этих целей — к 40 годам проехать на машине через Россию. В этом году у меня юбилей, и я решил, что пора реализовать эту затею.
Благодаря Алексею Маликову, основателю фонда A&A Capital, мы придумали, что можно не просто проехать через Россию, а сделать это с пользой. Так как мы оба работаем на венчурном рынке и понимаем, как развивать стартапы и куда нужно инвестировать, мы решили сделать полноценную экспедицию. И в тех городах, которые проезжаем, организовывать мероприятия для стартапов и инвесторов, делиться знаниями и опытом, знакомиться с интересными людьми, лидерами инвестиционных и бизнес-сообществ, с представителями власти и институтов развития.
Это будет поиск лучших практик и точек роста
Мы назвали поездку экспедицией, потому что это будет поиск лучших практик и точек роста. Мы посетим один регион за другим, и у нас сложится картина, что и где происходит, какие находки можно транслировать в другие регионы.
Помимо мероприятий для стартапов и инвесторов, мы будем делать стратегические сессии по развитию региональных инновационных систем. На четыре часа будем собираться в узком кругу, чтобы активно поработать и найти шаги, которые помогут развить экосистему.
Каких результатов ждем
Главные бизнес-результаты для нас — найти перспективные стартапы, которые мы проинвестируем, инвесторов, которые будут вкладываться в проекты вместе с нами, и партнеров, которые присоединятся к организации акселерационных программ.
В каждом городе запланирована серия интервью, которые мы будем в постоянном режиме выкладывать в соцсети, чтобы формировать картину происходящего в регионах с востока на запад. Мы хотим снимать короткие сюжеты, например, об интересных местных компаниях, о руководителях инновационной инфраструктуры, технопарках.
Всю информацию о компаниях и объектах инновационной инфраструктуры мы разместим на цифровой карте НТИ. Любой желающий сможет зайти и посмотреть дашборд, узнать сколько стартапов, какие объекты инфраструктуры есть, какие проводятся в регионе мероприятия и так далее.
Как справимся с графиком
Мы долго думали ехать двумя машинами или одной, но так как нам нужно отправлять автомобили во Владивосток на поезде, а экспедиция оплачивается за наш счет, решили пока поехать на одной. Пока наш маршрут не затрагивает Челябинск, Уфу и Самару. Возможно, от Екатеринбурга мы разделимся на две машины — будем смотреть по ходу дела.
В каждом городе у нас будет всего один-два дня. Нам придется рано вставать, готовиться к мероприятиям. Отдыхать в основном придется в дороге.
Наша экспедиция стартует 2 апреля в Сахалине. Там проводим мероприятие для стартапов и инвесторов, в субботу у нас стратегическая сессия, и в воскресенье летим во Владивосток, куда уже прибыл на поезде наш автомобиль. Каждый может найти свой город и прийти на мероприятия.
Экспедицию «Восток — запад» мы планируем закончить до 15 июня. А потом будет еще вторая серия — это «Север — юг» из Мурманска в Сочи в сентябре-октябре, где мы собираемся привлечь еще больше Точек кипения.
Как Точки кипения помогают стартапам
На протяжении поездки мы сотрудничаем с Точками кипения и ждем от них информационной поддержки и рекомендаций, с кем будет полезно встретиться и пообщаться в регионах.
Я верю в формат коллективных пространств. Именно такие места привлекают талантливых ребят, которые хотят запускать или уже запустили технологические бизнес-проекты. Думаю, что такие пространства, как Точки кипения и коворкинги, как наш в Самаре, хорошо влияют на развитие региональных инновационных экосистем.
Если стартап выложит объявление, например, на HeadHunter, что запускает проект и ищет сотрудников, а в условиях сообщит, что полгода придется работать бесплатно, то, скорее всего, много кандидатов не найдется. Такие места, как Точки кипения, как раз привлекают людей, которые знают, как устроены стартапы и ради чего стоит первое время жертвовать временем и финансами. Получается, что Точки кипения помогают сократить финансовые затраты на поиск и зарплату сотрудников, потому что в этих пространствах можно собрать замотивированную команду.
Зачем технологическим компаниям Точки кипения
Компаниям НТИ очень выгодно находиться рядом с Точками кипения или внутри них, потому что там постоянно происходит движение, нетворкинг с инвесторами и корпорациями. Когда в Точке происходит много активностей, получится мощный коммуникативный эффект.
На мой взгляд, очень важно сделать так, чтобы встречи бизнес-сообществ города и мероприятия для стартапов проходили именно на площадках Точек кипения. И чтобы там транслировался контент, который соответствует запросу компаний. Например, наши стартап-выходные, марафоны генерации идей, воркшопы и менторские сессии мы стараемся проводить именно в Точках.
Как командам не распадаться
Не все команды, которые собираются в Точках, достигают выхода на рынок. Но то, что некоторые стартап-команды рассыпаются, — это хорошо. У нас есть лозунг «быстро вырасти или быстро умри». Например, команда появилась, они сделали первые шаги, проверили гипотезы, поняли, что не работает ни так ни эдак, и разошлись.
И это хорошо, что они поняли это за две недели, распались и пошли заниматься другим проектом. Это намного лучше, чем сидеть два года вместо двух недель, что-то сочинять, а потом прийти на рынок и понять, что то, чем они занимались, никому не нужно.
Команды распадаются — это нормальный процесс
Команды распадаются — это нормальный процесс. Просто важно объяснять, что большинство стартапов, в том числе компании НТИ, разваливаются не потому, что не смогли сделать продукт, а потому, что рынку этот продукт не нужен. Самое важное — идти от требований рынка и от ценности для потребителей. Здесь опять же могут помочь такие пространства, как Точки кипения. Наша общая задача сделать так, чтобы в системе было больше людей, которые могут присоединяться к командам и помогать им.