На занятиях по сказкотерапии мне часто задают вопрос: так что же можно делать со сказками? Рассказываю о возможностях и ошибках при обращении к этим хранилищам мудрости и нравственности.
Сказка с точки зрения психолога – это обращение к сознанию и подсознанию личности через литературный образ. Здесь важно не только содержание произведения, но личное впечатление о прочитанном, персонажах, их поступках. В сказке можно выделить два компонента:
- знакомство с типичными чертами героев и злодеев;
- знакомство с различными ситуациями и вариантами их преодоления.
Далее уже в повседневности срабатывает узнавание и подражание . И тут возникает вопрос о выводах из прочитанного: чему хочется подражать, а чего – сторониться?
Упущения
Увы, на урок для добрых молодцев заметно влияет человеческий фактор. А именно – сказочник, рассказчик, воспитатель.
- Способ подачи . Если изначально представить сказку как «глупости из книжек для малышей», читать её нудно и скучно – прока не будет. Напротив, может сформироваться неадекватная самооценка. Знакомство со сказочной ситуацией превращается в халтуру, нравственные образцы искажаются в антиутопию.
- Сохранение последовательности и деталей . Многое зависит от того, насколько точно мы рассказываем сказку, прошедшую вековой отбор на качество. Без этого не произойдёт узнавания реальных ситуаций, не протянется ниточка ассоциаций к критериям опасности, порядочности, подлости, смекалке. Краткий пересказ передаёт сюжет, но не создаёт впечатления и яркого образца для подражания.
- Комментарии и оценки. Иногда, желая более развлечь слушателя, чтец «подперчивает» историю собственными шок-пояснениями. И сказка из волшебного и безопасного мира превращается в бытовую разборку в маскарадных костюмах. Фраза «так не бывает» в этом случае относится не к волшебству, а к проповедуемым отношениям и принципам.
Что делать
Так что нужно делать со сказками? На домашнем уровне полезно соблюдать следующие этапы знакомства с простовато-мудрыми историями о чародействе и говорящих животных.
- Читать, рассказывать, обыгрывать народные и классические сказки . При этом хороший эффект даёт эмоциональное выделение интонацией важных моментов, фраз, описаний. При этом помнить о том, что добро должно восприниматься «хорошим», а зло – «плохим». Сперва перечитайте знакомую с детства сказку для лучей ориентации. К слову, многие в такие минуты открывают ранее ускользнувшие смыслы.
- Обсудить прочитанное . Это помогает понять, как осознанны сказочные события. Вопросы, предполагающие разъяснение и обсуждение, помогут узнать, понял ли ваш слушатель причины и последствия поступков героев.
- Показать прикрепление к повседневности . Помочь применить былинные ситуации в дне сегодняшнем. Научить различать папу Карло и Карабаса Барабаса на улицах современного города. Вопросы из серии «как бы поступил Иван-царевич в нашем случае» или «что бы ты выбрал у камня на распутье» помогут вам в этом. Хотя, как всегда, выбор за вами!