Что из себя представляет бизнес-модель Alibaba? Разбираемся в нюансах электронной коммерции

122 прочитали

Многие воспринимают Alibaba (BABA), как китайский аналог таких гигантов онлайн-торговли, как как Amazon (AMZN) и eBay (EBAY), однако бизнес-модель Alibaba несколько отличается от американских гигантов онлайн-торговли.

Здравствуйте, дорогие гости канала!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк! Фото: utmagazine.ru
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк! Фото: utmagazine.ru

Alibaba включает в себя три основные бизнесы:

  • Alibaba
  • Taobao
  • Tmall

Alibaba, при этом, выступает в качестве посредника между продавцом и покупателем. (прямо, как Booking.com 😏). А сама компания в упаковке и доставке товара - не участвует.

Статистика = фантастика

В 2020 году на долю компании пришлось 53,3% всех розничных онлайн - продаж в Китае (данные emarketer).

По данным компании Alexa (компания для анализу данных, принадлежащая Amazon), начиная с 2020 года все три основных бизнеса входят в десятку самых популярных сайтов в мире.

По состоянию на июнь 2020 года у компании было 758 миллионов активных пользователей, что почти вдвое превышает население США и России вместе взятых.

11 ноября 2020 года (аналог "черной пятницы", ежегодно проводящийся в Китае - второе название - День холостяков) Alibaba приняла заказов на сумму 74,1 млрд.$.

B2B: Alibaba

Alibaba.com начала свою работу в 1999 году в Ханчжоу, создателем компании считается Джек Ма, - бывший учитель английского языка (где-то прочитала, что у истоков стояли еще его 17 друзей, круче, чем в друзьях Оушена 🤣).

Фото: ae96.ru
Фото: ae96.ru

Как организован бизнес?

Продавцы, зарегистрированные на Alibaba платят ежегодный взнос и комиссионные с продаж. Ежегодный взнос дает право бесплатно размещать ограниченное количество товаров.

Есть возможность, за дополнительную плату, разместить неограниченный список продуктов, а также купить большее количество траффика.

Основной заработок Alibaba.com - это ежегодные взносы с продавцов, и дополнительная плата за рейтинг + расширенный пакет услуг.

B2C: Taobao

Фото: deloasia.ru
Фото: deloasia.ru

В переводе с китайского - Taobao означает «поиск сокровищ».

Сайт Taobao.com, основанный в 2003 году является крупнейшим торговым сайтом в Китае. На нем представлены сотни миллионов услуг и различных товаров.

Как организован бизнес?

Регистрация для продавцов на сайте - бесплатное, поэтому сайт имеет огромную популярность в Китае. Основной источник дохода компании - реклама.

Продавцы платят за то, чтобы выделиться на фоне миллионов конкурентов: поднять свое объявление в поиске, выделить шрифтом, цветом и т.д.

У второго бизнеса Alibaba.com: Taobao имеет уже более целевую аудиторию.

Если Alibaba рассчитан на широкий круг потребителей, то Taobao нацелен скорее на интернет-магазины.

Рейтинговая система сайта отражает количество сделок, успешно завершенных продавцом. Также, покупатели могут задавать вопросы продавцам, с помощью программы для обмена сообщениями Alibaba Group.

В общем, аналог Авито.

Продавцы могут купить рекламу и другие услуги, чтобы выделиться на сайте и увеличить продажи.

А рекламодатели могут выбирать между маркетингом с оплатой по результатам и медийным маркетингом.

Основной источник дохода Alibaba на Taobao - реклама.

Транснациональные бренды на Tmall

Фото: e-pepper.ru
Фото: e-pepper.ru

Tmall.com, запущенный в 2008 году, имеет еще более узкую ЦА и ориентирован скорее на Китайский средний класс.

Поскольку на Tmall, в основном, представлены крупные компании, такие как Nike и Apple.

Продавцы платят Tmall: депозит, ежегодный взнос и комиссионные с продаж.

Отличительной особенностью сайта от двух предыдущих - в распоряжении продавцов появляются аналитические и статистические инструменты, которое позволяют улучшать свои показатели (это тоже есть на Booking.com, писала о них здесь, здесь и здесь).

Tmall - это часть Alibaba, которая больше всего похожа на eBay и Amazon.

Alibaba и Baidu

Фото: teraprofit.com
Фото: teraprofit.com

Меня заинтересовал один элемент бизнес-стратегии Alibaba, заключающийся в ее отношениях с Baidu (ведущая поисковая система в Китае).

При запросах со словами: Taobao и Tmall - Alibaba блокирует поисковые системы и в результате ни Taobao ни Tmall - не отображаются в поисковой выдаче.

И покупателям приходится искать товары непосредственно на Taobao и Tmall.

Когда покупатель выполняет поиск на Taobao и Tmall - рядом с результатами поиска появляется только реклама продавцов.

Это очень похоже на выдачу Google, который получает значительную часть своих доходов за счет онлайн-рекламы (помните верхние строки выдачи имеют пометку: реклама?).

В общем, интересно: в этот раз скопировали китайцев? Сайт Avito, основан шведами, в 2007 году, а Taobao китайцами в 2003 - на мой взгляд бизнес-модели очень похожи. Напишите в комментариях - может я ошибаюсь?

А вот Alibaba и Tmall, тоже похожие на Booking.com, основаны гораздо позже, здесь уже все традиционно: китайцы могли использовать идеи для разработки своего бизнеса. Как вы думаете? Напишите ваше мнение в комментариях.

Но, как бы то ни было, лично меня финансовые успехи китайцев очень и очень впечатляют.

Многие воспринимают Alibaba (BABA), как китайский аналог таких гигантов онлайн-торговли, как как Amazon (AMZN) и eBay (EBAY), однако бизнес-модель Alibaba несколько отличается от американских гигантов-6