Найти тему

Часть 24. СКАЗКИ И АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Уважаемому читателю, на первый взгляд, может показаться странным такое сочетание двух конкретных понятий. Но их взаимосвязь необходимо разъяснить в свете дальнейших наших действий по толкованию сказок.

В нашем мире мало кто из людей знает: что такое «активное воображение»? И это понятно: все наше внимание сосредоточено на конкретной жизни. Но нашу внутреннюю жизнь, которая заключается в обмене сознательными и бессознательными содержаниями, еще никто не отменял. Данная динамика между нашим сознанием и бессознательным не прерывается никогда. Только в реальной жизни содержания бессознательного всплывают у нас в сознании в виде мысленного потока, то во сне – в виде образов. И образы эти разыгрывают определенные представления, имеющие конкретные цели для сновидца.

Такие представления, с учетом воспринимающего лица, разыгрываются и в сказках. Здесь легко заметить, что эффект сказки будет разным для мужчины и женщины. Это объясняется тем, что половые различия предполагают различные грани восприятия, так как психо-соматику еще никто не отменял.

Практически все сказки мира разыгрывают свои драмы с помощью конкретных фигур-образов. Они, в свою очередь, в психологическом плане, обозначают различные аспекты трех архетипов: Самости, Анимы/Анимуса, Тени. А сам воспринимающий сказку субъект, также является соучастником разыгрываемой драмы. И, в зависимости от пола воспринимающего субъекта, эффект сказки будет разный.

В качестве примера можно привести любую волшебную сказку. К примеру, «Царевна-лягушка». Если ее воспринимает субъект-мужчина, для него герой сказки Иван-царевич будет означать его собственный комплекс «отца», если он имеется. В сказке указаны пути преодоления этого комплекса, его интеграции и конечного результата – полноценного развития своей души. А если такого комплекса нет, то субъект мужчина будет знакомиться с возможным наличием данного комплекса у его родных, близких, друзей. Впоследствии, обнаружив этот комплекс, он сможет: не допустить возникновения этого комплекса у своих детей мужского пола; помочь своим родным и близким людям избавиться от этого комплекса; строить конструктивные отношения с друзьями и родственниками – носителями этого комплекса.

Если воспринимаемым сказку «Царевна-лягушка» будет женщина, то она, в первую очередь, узнает, что у мужчины есть женская часть души, отодвинутая в бессознательное и требующая своего развития. Наличие этой информации уже ценно для женщины, так как интеграция своих бессознательных содержаний, которые мы относим к женщине, дает изумительную возможность мужчине понять женщину, принять ее всю, вместе с ее кажущейся нелогичностью, почувствовать всю ценность той, которая предназначена стать «его половинкой». Кроме того, эта сказка дает женщине возможность посмотреть: что реально происходит с мужской душой, какие у нее проблемы, в чем причины непонимания между мужчиной и женщиной, каким образом мужчина может понять и принять женщину, на какой основе мужчины строят свои взаимоотношения с женщиной и многое другое. То есть, сказки, безусловно, несут колоссальную пользу для любого воспринимающего субъекта – мужчины и женщины.

Следует согласиться с тем, что толкование сказок с точки зрения аналитической психологии, занятие не простое. В различных сборниках встречаются сказки, которые кажутся, на первый взгляд, простыми, обыденными. Многие начинают утверждать, что какой сказку мы видим, такой смысл она и несет. Если бы это было так, то сказки не пережили бы то культурное влияние, которое на нас оказывают сильнейшие факторы: господствующая религия; изменение условий проживания; наличие научно-технического прогресса; изменение и формирование новых традиций и многое другое. Однако сказки живы по сей день.

Так что же является неизменным фактором, который дает возможность сказкам, которые возникли тысячи лет назад, воздействовать на нас, таких современных и продвинутых, до сих пор? К.Г. Юнг совершенно справедливо сказал о том, что наша душа абсолютно не изменилась за последние десять тысяч лет. Он уверен, что еще несколько тысяч лет после нас душа человечества, также, не изменится. Отсюда становится понятным, что сказки воздействуют на единственно неизменное в человеке – на душу. Потому другие трактовки сказок (астрологические, филологические, социально-исторические и прочие) интересуют соответствующих специалистов. А простых людей и детей они интересуют с точки зрения психологической, так как на них отзываются те структуры, которые имеются в душе каждого человека, без исключения.

Тема настоящей статьи заявлена не просто так. Дело в том, что в сказках очень четко описаны психологические проблемы человека и пути их решения. Напомню, что основной целью человека является достижение того внутреннего, «божественного» человека, проект которого есть в каждой человеческой душе. Этот проект называется Самостью. Он же (или Она) корректирует наш жизненный путь, давая всякие знаки, намеки, сны. А процесс достижения Самости называется Индивидуация. Так вот, индивидуация может осуществляться разными способами.

Первый, чаще всего реализуемый способ, заключается в мягком процессе, корректируемом снами. Если душа, в принципе, здорова или у нее есть сильный Эго-комплекс, то корректировки снов вполне хватает. Этот путь встречается в сказках достаточно редко. Особо наглядно его можно увидеть в даосских сказках. Второй способ индивидуации инициируется либо личными усилиями человека по типу алхимии, когда субъект целенаправленно выполняет предписанные действия в определенном порядке. В результате он гарантированно получит то, к чему стремится. Либо субъект получает задание от лечащего врача, исполнение которых, в конечном итоге, приводит к исцелению души, решению проблемы на данном конкретном этапе. А достичь конечной цели человек должен сам либо с помощью первого, либо с помощью второго способа.

Именно второй способ в виде определенных алхимический действий чаще всего встречается в сказках народов мира: «Золушка», «Снежная королева», «Царевна-лягушка» и т.д. В последней сказке присутствуют оба способа индивидуации. Правда, один остался не завершенным.

Существует и третий способ индивидуации – посвящение. Однако в чистом виде он встречается в сказках крайне редко. В большинстве случаев он совмещен с первыми двумя способами: «Спящая красавица», «Белоснежка и семь гномов» (аналог - сказка Пушкина «О спящей царевне и семи богатырях») «Красавица и чудовище» (аналог – «Аленький цветочек») и других.

Второй способ индивидуации характеризуется широким применением психологического метода, который был назван психологом Джеймсом Холлом «активное воображение». Этот метод достаточно сложен для понимания, но очень действенен. Потому и в сказках он нашел широчайшее отражение. В нашем материальном мире результаты активного воображения имеют вполне себе материальное воплощение. Вспомним великих художников, создающих образы на холсте. Чем более впечатляющ образ, тем более велик художник. А откуда он берет образы? Они рождаются сами в его воображении. Это называется «посетила Муза». Не художник его придумал, а он сам пришел. Откуда? Из бессознательного. Художник его только персонифицировал (наделил человеческими или иными чертами) и изобразил на холсте.

Заметим, что иногда у гениальных художников появляется серия картин по одной тематике. Это означает, что художник дал толчок активному воображению. И его образ, который он персонифицировал, стал жить своей собственной жизнью, демонстрируя перед художником свои различные грани, а также привлекая другие, связанные с ним, образы. Такие образы может создавать и литератор. Вспомним, что очень часто мы приводим фразы героев литературных произведений, ссылаясь на них, как на существовавших в реальности (профессор Преображенский, Воланд, Остап Бендер, Глеб Жеглов, Козьма Прутков и многие другие). Их даже увековечили в памятниках.

Визуализировать и объективировать можно и эмоцию, образ которой можно изобразить как художественными способами, так и музыкальными (что гораздо сложнее). Они тоже начинают жить своей жизнью. В то же время не каждая фантазия является активным воображением. Здесь есть несколько признаков и правил.

1. Жизнь образа запускается вниманием и персонификацией наблюдающего субъекта.

2. Активное воображение не является пассивным. Пассивное наблюдение за образом будет являться пустым фантазерством. Субъект, персонифицирующий образы, обязан участвовать в их жизни как эго. В противном случае он не получит никакого эффекта активного воображения. И бесполезно застрянет в повторяющихся сюжетах.

3. Субъект может в любой момент остановить развитие сюжета, связанного с персонификацией и жизнью образа. В противном случае ему грозит затопление его сознания неконтролируемыми образами (содержаниями) бессознательного, что приведет его к тяжелому психозу.

К следующей публикации готовится сказка «Царевна-лягушка».