Меня всегда удивлял вопрос, почему я с огромным удовольствием пользуюсь общественным транспортом за границей, да, даже и в Питере/Москве, но так не люблю использовать его дома?
Я, как заядлый автомобилист, искренне считал, что надо побольше полос и наземных/подземных переходов и жизнь наладится. Но в той же Европе с удовольствием гулял по зеленым улочкам, не задумываясь о количестве полос движения.
Недавно я сделал для себя максимально простое, но удивительно мощное открытие. Общественный транспорт мелких и средних городов в России зачастую просто плохой, поэтому им и не хочется пользоваться.
И дело даже не только в качестве подвижного состава. Хотя, оно тоже заслуживает отдельных слов.
Просто представьте, что вы приехали в ваш город впервые. Легко ли разобраться в транспорте? Без знания всех тех нюансов, которые мы с вами знаем? Что на автобусе может быть сразу два разных номера, один наверху, другой внизу. Номер может быть указан без указания конечных остановок. Маршрут может быть коротким, иметь индекс «А», «Д» и т.д.
Маршрутки могут полностью дублировать маршруты автобусов, а могут иметь самостоятельные маршруты. Оплата может быть при посадке или при высадке, платить можно где-то кондуктору, где-то через терминал, а где-то водителю. Номеров маршрутов разных автобусов и маршруток может быть несколько сотен!
Сможет ли разобраться во всем этом неподготовленный человек, а тем более приезжий? Турист из другой страны?
И это только подвижной состав. А ведь до него еще нужно добраться. Единая навигация, удобные подходы к остановке, красивые чистые павильоны.
Транспортная система большинства наших городов похожа на каменные джунгли, где каждый борется за свою жизнь. Чего уж удивляться, что люди ездят в общественном транспорте злыми и при первом же случае стараются из него вырваться, пересев на личный автомобиль?
Общественный транспорт становится непрестижным, потому что он не создается комфортным для людей. А в стратегическом плане мы получаем перегруженные личным транспортом улицы и пробки. Потому что общественным транспортом и всей прилегающей инфраструктурой нет желания пользоваться.
К сожалению, согласно исследованиям, это создает замкнутый круг. Проблемы с пробками и парковками не решаются простым увеличением количества полос, развязок и парковочных мест. Фактически это путь в никуда, потому что их всегда будет мало. Больше полос, больше личного транспорта, нужно еще больше полос. Большинство прогрессивных европейских и мировых городов уже признали этот путь развития тупиковым.
Плюс для города это дорого, не экологично, не красиво и создает огромное неудобство для пешего и велосипедного передвижения, не говоря уже о перемещении маломобильных граждан.
Не стоит думать, что маломобильный гражданин — это что-то далекое от жизни. Маломобильным может на время стать каждый из нас, получив травму. Подвернув ногу на той же раздолбанной плитке.
Ну и, конечно же, пространство города тоже ограниченно. Бесконечно рядов не построишь.
Решает эту проблему только изменение подхода — город должен создавать комфортные условия для пользования общественным транспортом, перемещения на велосипедах и пешком.
Сама стратегия работы с городским движением должна быть построена, исходя из приоритета общественному транспорту, велосипедисту и пешеходу, а не по остаточному принципу от личного авто, как сейчас.
А как это сделать, поговорим в следующих статьях.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить!