Найти в Дзене

Заброшенные вокзалы в Абхазии. Впечателения от путешествия на поезде до Сухума.

Наше мартовское путешествие в Абхазию завершилось. Но остались впечатления, которыми я хочу поделиться с вами. Не секрет, что последние 30 лет эта страна как бы живет вне времени. Многое, что было разрушено после развала СССР и военного конфликта в Грузией, до сих пор не восстановлено. Именно этот факт у многих вызывает противоречивое восприятие Абхазии.

И когда едешь по железной дороге, оно, конечно, усиливается. Мы проезжаем заброшенные и разрушающиеся здания вокзалов и маленьких станций, где не так давно кипела жизнь. Теперь пассажирский поезд проходит раз в 4 дня, иногда идут товарные, но тоже очень редко…

Когда-то железная дорога дала мощный толчок к развитию этого региона. Все фото из личного архива.
Когда-то железная дорога дала мощный толчок к развитию этого региона. Все фото из личного архива.

Ещё в конце XIX века были разработаны проекты железной дороги вдоль Черноморского побережья Кавказа. Все понимали, что развитие в этих местах курортов невозможно без удобного транспортного сообщения. В годы Первой Мировой началось строительство участка этой дороги от Туапсе до Сочи. Но революция и гражданская война помешали осуществлению этого плана.

Лишь в 1923 году было открыто движение до Сочи, а в 1927 году был введён в эксплуатацию участок Сочи — Адлер. В 1942 году завершилась укладка путей от Адлера до Сухума, а уже после окончания войны, в 1949 году, здесь началось регулярное движение поездов на этом участке пути. Здесь проходили десятки пассажирских и грузовых поездов в Тбилиси, Ереван, Батум, Цхинвал... До развала СССР эта дорога была крупной железнодорожной магистралью. Я отлично помню, как со своим классом мы ехали по ней весной 1984 года на экскурсию в Ереван.

Фото вокзала Сухума из архива Анзора Агумаа, сайт sputnik-abkhazia.ru
Фото вокзала Сухума из архива Анзора Агумаа, сайт sputnik-abkhazia.ru

Сейчас пассажиры могут доехать только до Сухума. Как нам сказал наш гид, ближе к границе с Грузией рельсы разобраны и дорога практически разрушена.

В первой половине 1950-х годов происходило строительство капитальных вокзальных зданий на станциях Черноморской железной дороги, в том числе и на территории Абхазии. По замыслу руководителей страны, вокзалы во всех «всесоюзных зонах отдыха» должны были стать лучшими. И они действительно были великолепны. К сожалению, вокзалы Абхазии теперь представляют печальное зрелище. Хотя, сквозь разруху последних лет всё ещё проступают следы былого величия архитектуры сталинского времени.

По пути следования до Сухума поезд делает всего несколько остановок. Вокзал в Старой Гагре разрушен, а в Новой Гагре тоже выглядит уныло. Снимала его на видео, которое можно посмотреть здесь.

Позже, будучи в Старой Гагре, мы зашли на станцию. Вот её фотографии. Тут сила природы природы уже практически победила волю человека.

Печальное зрелище, согласитесь...
Печальное зрелище, согласитесь...
Здесь, наверное, можно снимать фильмы про  гоблинов...
Здесь, наверное, можно снимать фильмы про гоблинов...

В Новом Афоне тоже две станции. Сначала, между двумя тоннелями, мы попадаем на маленькую железнодорожную платформу Псырцха.

Станция Псырцха
Станция Псырцха

Она знаменита своим нависающим над рекой павильоном вокзала.

После дождей река очень полноводна и станция буквально плывет по воде.
После дождей река очень полноводна и станция буквально плывет по воде.

Эта задумка архитектура особенно впечатляет.

Павильон станции Псырцха
Павильон станции Псырцха
Лепной декор по-прежнему прекрасен.
Лепной декор по-прежнему прекрасен.
Ещё один элемент декора.
Ещё один элемент декора.
В отсутствии ухода и ремонта сырость делает свое дело...
В отсутствии ухода и ремонта сырость делает свое дело...

Состояние его хорошо видно на фото… Поезд здесь не останавливается, а медленно проплывает вдоль платформы в тоннель.

Тоннель как портал в преисподнюю...
Тоннель как портал в преисподнюю...

Вторая станция, тоже с круглым павильоном, расположена вблизи моря. Здесь могут выйти пассажиры, приехавшие на отдых в Новый Афон.

Эта станция Новый Афон. Чуть поприличнее, но стекла тоже выбиты...
Эта станция Новый Афон. Чуть поприличнее, но стекла тоже выбиты...

Наконец, наш поезд прибыл в Сухум. Вокзал с таким примечательным шпилем тоже, увы, закрыт и не отреставрирован.

Здание вокзала в Сухуме.
Здание вокзала в Сухуме.

Облупившаяся штукатурка, отпавшая лепнина, плесень и выбитые стекла – это всё реалии нынешнего дня.

Фото вокзала поближе.
Фото вокзала поближе.

Погрустив о былом, мы сели в такси и поехали в свою гостиницу.

На следующий день, гуляя по городу, возле Сухумского ботанического сада и питомника обезьян, нашли еще одну небольшую станцию Гума.

Так в 1964 году выглядела станция Гума. Фото Игоря Николаевича Семенюшкина.
Так в 1964 году выглядела станция Гума. Фото Игоря Николаевича Семенюшкина.

На ней нет свалок мусора и дурного запаха, нет дебрей и зарослей кустарников. Но и жизни в ней тоже нет.

Здание станции Гума сейчас.
Здание станции Гума сейчас.
Изящная колоннада
Изящная колоннада
Главный зал станции.
Главный зал станции.
Умели, всё-таки раньше строить красиво!
Умели, всё-таки раньше строить красиво!

Но я хочу верить в лучшее. Что жизнь вернется, руины в городах исчезнут. Только надо поработать. И много, и многим поработать.

А пока абхазские мужчины пьют кофе в знаменитом кафе «Брехаловка» на набережной. Или ловят рыбу на пирсе. Желающих шпаклевать, красить и белить мы заметили совсем немного… И то в основном в Гагре. Там активно приводят город в порядок - ждут наших туристов. Других нет и вряд ли они скоро появятся. Может быть и столица Абхазии тоже присоединится к этому хорошему делу?

Кстати, на последнем фото хорошо видны деревья Сухумского Ботанического сада. Посмотреть видео нашей прогулки по саду вы можете здесь.

До новых встреч и новых впечатлений о наших путешествиях.