Найти тему

В Северной Македонии решили пойти по украинскому пути и получить «автокефалию» через голову Матери-Церкви, Сербской Православной

В Северной Македонии решили пойти по украинскому пути и получить «автокефалию» через голову Матери-Церкви, Сербской Православной Церкви, прямо от Константинопольского Патриархата.

На днях президент этой страны, Стево Пендаровски, в своем письме Патриарху Варфоломею призвал Константинопольский Патриархат воспользоваться «правом апелляции» и признать раскольническую структуру «Македонская православная церковь — Охридская Архиепископия».

В этом письме поражает, в первую очередь, неприкрытый утилитаризм автора и полное непонимание православной экклезиологии.

По мнению македонского лидера, главное качество Патриархата, претендующего на роль вселенского арбитра — быстро решать проблемы. А то, что Константинопольский Патриархат при этом «остается в согласии со своими (важно — не всеправославными, а именно своими) ценностями» — это такая досадная оговорка по Фрейду. Следуя своим ценностям мы можем много всего нарешать, в том числе и динамично, но будут ли эти решения согласовываться с канонами Церкви? Но это мало волнует «автокефалистов», что украинских, что македонских.

Как считает Стево Пендаровски — это следует из его письма — равные возможности православным дает только принадлежность к автокефальной Церкви. То есть, с одной стороны, македонский лидер считает унизительным пребывание в канонической Сербской Церкви, а с другой — сам признает неполноценность раскольничьей «МПЦ». Со вторым согласны, а вот первое совсем не очевидно. Потому что по такой логике, например, все верующие, относящиеся к многочисленным каноническим подразделениям Константинопольского Патриархата должны чувствовать себя униженными и требовать немедленного предоставления автокефалии. Вот только, к кому им обращаться с «апелляцией»? Разве что в Государственный департамент США, который известен своим патронированием Фанара начиная с приснопамятного прибытия Патриарха Афинагора на самолете президента Гарри Трумэна в 1949 году.

На самом деле, религиозная ситуация в Северной Македонии очень тяжелая. Страна относится к канонической территории Сербского Патриархата, но македонские автокефалисты этого не признают и остаются в расколе. А это, между прочим, бОльшая часть православных верующих страны. Так что вопрос об уврачевании раскола здесь стоит не менее остро, чем на Украине, и, без сомнения, ждет своего разрешения в русле соборности и канонического права Церкви.

Но вот только на чужих ошибках надо учиться, а не повторять явно ущербный полизированный украинский сценарий с получением «томоса» на основании вымышленного «права на апелляцию». Потому что, как мы сейчас видим, этим раскол не лечится, а только усугубляется.