Ещё когда я поступила в университет, я столкнулась с негативным восприятием некоторых преподавателей к бывшим сельским ученикам. Нам так и говорили, дескать, что с вас взять, знаем мы ваши сельские школы, вас там ничему не учат, и как может быть хорошим образование там, где учитель русского языка может преподавать химию, географию и физкультуру в придачу. Каюсь, иногда эти претензии были не беспочвенны, мой сельский иностранный язык был далек от совершенства, произношение очень хромало. В остальном я не видела особой разницы между "сельскими" студентами и студентами из городов.
В этом плане мне очень нравится ЕГЭ, он уравнивает сельских и городских учеников. Хотя нас в свое время этим экзаменом в школе очень пугали. Мы были одними из первых, кто сдавал этот экзамен. Нам постоянно твердили, что нам нужно подтвердить на ЕГЭ свои знания. Учителей подводить не хотелось, а также очень хотелось поступить на бюджет, поэтому, как могли, старались и готовились.
И для того, чтобы лучше подготовиться к ЕГЭ, мои родители решили отвезти меня в город к репетиторам на весенних каникулах. Чтобы другие учителя посмотрели мой уровень знаний и подтянули его. Занятия проводились прямо в школе, после уроков или между уроками, когда у учительницы-репетитора было "окно". Прихожу я в одно из таких занятий чуть пораньше, сажусь как обычно за последнюю парту, учительница пишет домашнее задание, и говорит своим ученикам: "Кто не справился с контрольной работой вы знаете, что делать". Смотрю ребята зашуршали портфелями и стали класть по 50 рублей в тетрадь. Я наивная деревенская девочка сначала не поняла зачем, думала может там на ремонт или ещё на что сдают, ну мало ли? На следующий день ситуация повторилась с другим классом. Вот тут наконец до меня дошло: ребята, которые не знали предмет просто платили, чтобы им не ставили двойки. Я была в шоке. У нас в сельской школе мы сдавали только на ремонт класса и всё, никаких дополнительных поборов у нас не было. Ну еще родительский комитет собирал раз в год на подарок классному руководителю. Я и подумать не могла, что в школах могут учителя брать деньги за контрольные работы. Что касается моей подготовки, то тут я могу сказать, что городские репетиторы немного мне помогли, разъяснили кое-какие непонятные моменты, но в целом на результаты ЕГЭ это и не сильно повлияло. Конечно две недели - это очень мало для подготовки к ЕГЭ, но за это время я сделала вывод, что хоть в городской, хоть в сельской школе учат примерно одинаково.
Может мне очень повезло, но наши сельские учителя очень хорошо нас подготовили к ЕГЭ, мы перерешали все что можно, брали примеры за прошлые годы, переписали кучу изложений на разные темы. В целом наш класс сдал неплохо, но были некоторые ученики, которые написали "на двойку", но это исключительно их вина и их лень.
В сельской школе есть одно большое преимущество - это маленькие классы, поэтому учитель больше уделяет внимания каждому ученику. Согласитесь, одно дело уделить 30 ученикам свое внимание, другое дело десяти. Тут хочешь-не хочешь, а под таким пристальным вниманием учиться придется. (Да и сразу из этого вытекает минус для ученика, тебя будут спрашивать почти на каждом уроке.) Родителей как правило учитель твой тоже хорошо знает, он же и учил их, сельская местность как-никак и все друг друга знают.
Учителя иногда совмещают несколько предметов, но тут все индивидуально, у нас учительницу начальных классов перевели на биологию. Видно было, что она волновалась, но старалась темы нам преподнести по-максимуму и что называется "разжевать". И если честно, мне её преподавание нравилось даже больше, чем ранее опытного учителя-предметика, которая имела большой стаж, но по возрасту и состоянию здоровья ушла на пенсию. Тут больше от человека зависит, от его желания донести до ученика тот или иной предмет.
Ещё в сельской местности скудный выбор дополнительного образования и различных спортивных секций. У нас в школьное время из спортивных секций был только один вариант: пойти вечером в школьный спортзал мяч попинать и то, только два раза в неделю выпадала возможность такого счастья.
В целом хочу сказать, что:
- сельские школьники учатся по тем же учебникам, что и городские;
- сельские учителя заканчивали те же педагогические училища или институты, что городские;
- ВПРы, ОГЭ и ЕГЭ также сдают и сельские ученики;
- ФГОС тоже единые, как для сельских, так и для городских учеников;
- если ученик ленив, то даже самые лучшие репетиторы ему вряд ли помогут;
Так что, на мой взгляд разница между сельскими и городскими учениками есть, но она небольшая, и не так критична, как некоторые могут себе представлять. Сельские ученики, которые учились вместе со мной в университете, без проблем его окончили, причем два из них, закончили университет с красным дипломом.